Теория бухучета. Понятие Баланса.

Что такое бухгалтерский Баланс.

Стажировка для бухгалтера. Хорошие курсы бухгалтерского учета. Курсы главного бухгалтера. Курси бухгалтерського обліку.

Почему мы начинаем изучение бухгалтерского учета именно с Баланса? Обычно институты и бухгалтерские курсы начинают с темы бухгалтерских проводок. Однако мы считаем, что для лучшего понимания бухгалтерских проводок следует вначале разобраться с Балансом.

Итак, начнем.

Активы и Пассивы.

Баланс предприятия это такой документ, который отражает активы и пассивы предприятия.

Активами мы называем такие объекты, которые могут принести выгоду предприятию и предприятие может ими свободно распоряжаться. Оглянитесь вокруг и вы увидите множество активов — это  стол, за которым вы сидите, это компьютер в который вы так упорно вглядываетесь, это  здание, в котором вы находитесь, это шариковая ручка, которой вы собрались записывать наши лекции  🙂

Активы могут выражаться в осязаемой форме, их можно пощупать, взять в руки. Но бывают активы, которые выражены в форме прав. Например право получить услугу, которая была оплачена поставщику. Или право получить долг, который вам должен покупатель. Если вы дали своему соседу в долг 10,00 грн. у вас есть право получить их обратно? Конечно есть, это ваш личный актив.

Пассивами мы называем капитал предприятия и его обязательства. Чтоб начать любое предприятие, даже самое маленькое, необходимо вложить средства, иными словами нужен начальный капитал, который мы называем уставный капитал. В дальнейшем предприятие этот капитал использует для своей деятельности и получает на основе вложенного капитала прибыль или «проедает» свой капитал и остается с убытками. Вы уже поняли, что прибыли и убытки это часть капитала предприятия. Помимо уставного капитала бывает капитал дополнительный, капитал паевой и т.д.

Обязательства предприятия могут самыми разнообразными, например долг сотрудникам за выполненную работу (зарплата), обязательство оплатить поставщикам за полученные товары.

Баланс как таблица — отчет

Если схематично представить Баланс, мы получим такую простую таблицу:

Таблиця №1.

20102016

Если активы и пассивы разделить на группы, то мы получим более сложную таблицу:

Таблица 2.

20102016_2

Активы мы разделили на две большие группы по принципу срока эксплуатации таких активов на нашем предприятии. Если срок использования актива превышает 12 месяцев, такой актив является необоротным (медленно оборачивается). Активы, которые поступают к нам с целью их выбытия/использования/продажи в течении 12 месяцев называются оборотными активами.

Таким образом стол, стул, компьютер — это необоротные активы, ведь предприятие приобрело их для долгосрочного использования. А вот бумага, шариковая ручка, товары на складе – это оборотные активы, они постоянно поступают-выбывают-снова поступают, т.е. они оборачиваются.

Пассивы мы тоже разделили на две большие группы в зависимости от срока погашения обязательств. Если срок погашения обязательства более 12 месяцев – это долгосрочное обязательство, если срок погашения менее 12 месяцев – текущее обязательство. К долгосрочным обязательства в основном относят кредиты. Обязательство выплатить сотрудникам заработную плату относится к текущим, ведь срок выплаты заработной платы уж точно не более 12 месяцев  🙂

Правило Баланса

Обращаем ваше внимание, что обязательно правая часть таблицы по итоговой сумме равна левой части, иными словами

Активы = Пассивы

Это называется правило Баланса. Кроме того, обратите внимание на понятие «валюта баланса». Валюта баланса это общая итоговая сумма активов или пассивов, т.е. сумма «итого».

Виды Балансов

Теперь, если мы разделим каждую группу активов и пассивов на более мелкие подгруппы, мы получим такую форму Баланса, которая представлена в Национальных Стандартах Бухгалтерского Учета (НСБУ), а именно в НСБУ №1.

Таблица 3.

20102016_3

20102016_3_1

Баланс это один из пяти финансовых отчетов, предусмотренных НСБУ. Кроме Баланса, который мы называет форма №1, существует форма №2 отчет о финансовых результатах, форма №3 отчет о движении денежных средств,  форма №4 отчет о собственном капитале, форма №5 примечания к финансовой отчетности.

Баланс существует в трех разных вариантах. Мы рассматривали обычный или «большой» Баланс (форма 1), кроме того существует малая форма Баланса (форма 1-м) и малая сокращенная форма Баланса (форма 1-мс). Принцип составления во всех трех вариантах одинаков, в малых формах активы и пассивы отражены не так подробно, они   разбиты на меньшее количество групп, т.е. отражены укрупненно. Пример заполнения малой формы Баланса смотрите тут.

В зависимости от того, крупным, средним или малым считается предприятие, ему необходимо подавать разные варианты финансовой отчетности. Более подробно узнайте в статье кто и в какой форме подает финансовую отчетность.

Для чего нужен Баланс?

Баланс необходим как самому предприятию, для принятия управленческих решений, например, для принятия решения о выплате дивидендов учредителям предприятия или отказа от выплаты по причине отсутствия прибыли, так и внешним пользователям. Например, Баланс предприятие в виде обязательной финансовой отчетности подает в налоговые органы, Баланс подается банку при получении кредита для подтверждения платежеспособности предприятия.

Баланс — это финансовый отчет, отражающий состояние активов и пассивов предприятия на конкретную дату. Т.е. на основании Баланса мы можем увидеть сумму активов предприятия, сумму его обязательств (долгов), сумму финансового результата (прибыль или убыток). И можем проанализировать соотношение между собой этих показателей, их изменение по сравнению с началом финансового года. Можем сделать выводы что предприятие успешно функционирует, наращивает активы, получает прибыль, или наоборот, предприятие ухудшило показатели и необходимо принимать решения по спасению предприятия от банкротства.

Обратите внимание, что в Балансе активы отражены по принципу увеличения ликвидности сверху вниз, т.е. в верхней части активы с меньшей ликвидностью. Ликвидность — это способность актива превращаться в наличные денежные средства. С этой точки зрения самыми ликвидными являются деньги в кассе предприятия, а самыми не ликвидными — здания и сооружения, ведь их достаточно трудно продать, это требует много времени для подготовки.

Как правильно заполнять Баланс?

Принципы отнесения в Баланс тех или иных показателей, т.е. как именно заполнять строки Баланса, мы узнаем из разъяснений министерства статистики, которое ежегодно публикует таблицы сопоставимости показателей финансовой отчетности. Таблицу заполнения Баланса смотрите тут. Таблицу заполнения формы 2 смотрите тут.

Автор: Полянская Юлия

Лекция 2. План счетов и бухгалтерская проводка

One thought on “Теория бухучета. Понятие Баланса.

Добавить комментарий