Регистраторы расчетных операций. Основы.

Какие регистраторы расчетных операций (кассовые аппараты) предприятие  имеет право использовать, обязано использовать. И что делать со старыми РРО?

бухгалтерские курсы, бухгалтерские курсы в киеве, курсы бухгалтерского учета, курси бухгалтерського обліку, бухгалтерські курси

Каждый бухгалтер у которого есть на балансе РРО должен проанализировать свои аппараты и дать себе ответ  на ряд вопросов:

1. Включены ли в Госреестр РРО те модели, которыми пользуется предприятие.

2.  Если модель устарела – можно ли провести доработку такого РРО.

3.  Если доработка невозможна, отменить регистрацию РРО в органах Миндоходов, а затем продать или ликвидировать РРО.

 Почему отдельные модели РРО нельзя в настоящий момент использовать

Напомним историю вопроса. Все началось с того, что 05.11.12 г. вступил в силу приказ Минфина от 08.10.12 г. № 10 57 . Этим приказом были установлены критерии относительно создания контрольной ленты в электронной форме в РРО и требования к модемам, с помощью которых такие РРО будут передавать данные в электронной форме по проводным или беспроводным каналам связи согласно технологии, разработанной Нацбанком. А с 01.01.13 г. начали действовать нормы абзацев второго и третьего п. 7 ст. 3 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее – Закон № 265).

Эти нормы требовали, чтобы субъекты хозяйствования подавали в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков РРО или информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной  форме, или об объеме  операций  по  купле-продаже иностранной валюты, содержащуюся в фискальной памяти РРО.

Таким образом, начиная с 2013 года те субъекты хозяйствования, которые используют РРО, но не передают указанную фискальную информацию в органы Миндоходов, нарушают требования Закона № 265 (письмо Миндоходов и сборов от 17.07.13 г. № 120 36 /7/99 -9 9-2 2- 01-03-17/80 0). Поэтому модели РРО, которые не могут обеспечивать возможность передачи такой информации, должны быть исключены из Госреестра РРО. Соответствующее решение об исключении с 01.10.13 г. устаревших моделей РРО из Госреестра было принято на заседании технической комиссии ГНА, которое состоялось 21.06.13 г.

Заметим, что с тех пор Госреестр РРО обновлялся три раза: приказами Миндоходов и сборов от 01.10.13 г. № 522, от 25.11.13 г. № 704 и от 27.12.13 г. № 860 (действующий на сегодня).

Ваш РРО – устарел. Что делать?

Итак, согласно п. 3 ст. 3 Закона № 265 субъекты хозяйствования должны применять только те модели РРО, которые включены в Госреестр РРО. Поэтому, если модель, которую вы использовали, устарела, вам следует:

  • или провести доработку РРО, 
  • или отменить регистрацию «старичка» в органах Миндоходов в установленном законодательством порядке. 

Об особенностях отмены регистрации сообщено в письме Миндоходов и сборов от 07.10.13 г. № 20223/7/99-99-22-01-03-17/1216 (далее – Письмо № 20223).

Из содержания Письма № 20223 вытекает, что субъекты хозяйствования должны были до 1 декабря 2013 года отменить регистрацию устаревших моделей РРО или же провести их доработку. В противном случае отмена регистрации таких РРО будет проведена органом Миндоходов автоматически. Таким образом, использование устаревшего РРО после этой даты – это фактически использование незарегистрированного РРО. Размер штрафа за это нарушение составляет 100 НМДГ, то есть 1 700 грн. (п. 2 ст. 1 8 Закона № 265). Но обратите внимание: штраф за непредставление в органы Миндоходов контрольно-отчетной информации РРО в соответствии с требованиями действующего законодательства применяется только с 01.01.14 г. (см. Закон от 21.06.13 г. № 357-VII).

Заметим, что Письмо № 20223 базируется на процедуре, установленной Порядком, утвержденным приказом Миндоходов от 01.12.2000 г. № 614, который был действующим на момент издания этого письма. Теперь же отмена регистрации осуществляется согласно Порядку, утвержденному приказом Миндоходов от 28.08.13 г. № 417 (далее – Порядок № 417), который вступил в силу 18.10.13 г. Рассмотрим, как это делается (п. 4 разд. II Порядка № 417).

Шаг 1. Прежде всего следует распломбировать РРО в ЦСО, с которым субъектом хозяйствования заключен договор о техническом обслуживании и ремонте РРО.

Шаг 2. После этого в орган Миндоходов подается заявление об отмене регистрации РРО по форме № 4-РРО, приведенной в приложен ии 4 к Порядку № 417 (пп. 3 п. 4 разд. II Порядка № 417). К заявлению прилагаются регистрационное удостоверение РРО и справка ЦСО о распломбировании.

Шаг 3. В течение пяти календарных дней со дня получения заявления регистрация РРО отменяется и субъекту хозяйствования предоставляется справка об отмене регистрации РРО по форме № 6-РРО (приведена в приложении 6 к Порядку № 417).

Шаг 4. Устаревший РРО можно продать или ликвидировать.

 РРО в налоговом учете: ОС или МНМА?

Как отразить продажу или ликвидацию РРО в налоговом учете? Ответ на этот вопрос зависит от того, как учитывается РРО – как основное средство (далее – ОС) или как малоценный необоротный материальный актив (МНМА). Рассмотрим оба варианта. Напомним, какие признаки имеет объект ОС (пп. 14.1.138 Налогового кодекса, далее – НК):

  • назначение – для использования в хозяйственной деятельности; 
  • стоимость – свыше 2 500 грн., которая постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом; 
  • ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) с  даты ввода в эксплуатацию – более одного года (или один операционный цикл, если он продолжительнее года). 

Заметим, до 01.01.12 г. стоимостный порог для ОС составлял 1 000 грн. (п. 14 подразд. 4 разд. ХХ НК). При этом, как вытекает из разъяснения в ОИР (категория 102.09.01), это стоимость на дату приобретения ОС, а не на дату его ввода в эксплуатацию. То есть объекты, приобретенные до 01.01.12 г., в налоговом учете считаются ОС, если стоимость их приобретения превышает 1 000 грн. Если же первоначальная стоимость объекта не более 2 500 грн. (1 000 грн. до 2012 года), такой объект учитывается как МНМА.

Определение  МНМА  в  НК  нет.  Но,  как  сказано  в  пп.  14 .1.84  НК,  другие  термины,  не определенные НК для целей учета налога на прибыль, применяются в значении, определенном Законом о бухучете, П(С)БУ и МСБУ. Поэтому выходит, что для целей учета налога на прибыль МНМА согласно п. 5 .2 П(С)БУ 7 – это ОС, для которого: 

  • предприятием установлено стоимостное ограничение на уровне 2 500 грн. (или 1 000 грн.); 
  • не предусмотрен минимально допустимый срок полезного использования в  целях начисления амортизации (см. группу 11 в п. 145.1 НК); 
  • может применяться упрощенный метод амортизации – 50 % / 50 % или сразу 100 % (пп. 145.1.6 НК, п. 27 П(С)БУ 7). 

Как видим, для целей налогового учета у нас может быть РРО-ОС или РРО-МНМА (это зависит от первоначальной стоимости РРО).

Но обратите внимание! Миндоходов считает, что операции по МНМА нужно отражать в учете не как операции с разновидностью ОС, а как операции с товарами. Об этом свидетельствуют разъяснения в ОИР:

  • для плательщиков налога на прибыль – категория 102.07.04 (расходы на ремонт МНМА являются расходами периода, потому что МНМА – это не ОС), 
  • для плательщиков НДС – категория 101.17 (ежегодный перерасчет части НДС осуществляется для МНМА в порядке, предусмотренном для товаров/услуг, а не для ОС). 

Если исходить из этих разъяснений, то налоговые последствия продажи и ликвидации РРО- МНМА будут такими, как при продаже и ликвидации товаров, а не ОС. Но поскольку прямого ответа на этот вопрос НК не содержит, налогоплательщикам остается действовать по своему усмотрению.

Как продать устаревший РРО?

Как это ни странно, но продать устаревший РРО реально. Покупателем может быть субъект хозяйствования, который не обязан применять РРО согласно ст. 9 Закона № 265, но использует его по собственному желанию без перевода в фискальный режим (ст. 13 Закона№ 265, разъяснение в ОИР, категория 109.03). Например, предприниматель-единщик. Регистрировать такой «необязательный» РРО в органе Миндоходов не нужно.

Другой вариант продажи – по программе «трейдин». Это когда производитель или торговец РРО выкупает старый РРО и взамен продает бывшему владельцу старого РРО новый РРО со скидкой.

Бухгалтерский учет

Предназначенный для продажи старый РРО переводят в состав необоротных активов, содержащихся для продажи: Дт 286 – Кт 104 (112) – на остаточную стоимость; Дт 13 Кт 104(112) – на сумму начисленного износа. Продажу отражают записью Дт 361 (377) – Кт 712, себестоимость проданного РРО: Дт 943 – Кт 286.

Налог на прибыль и НДС

Продажу РРО-ОС отражают в порядке, указанном в п. 14 6.13 НК: сумма превышения дохода от продажи над балансовой (остаточной) стоимостью РРО включается в налоговые доходы, а превышение балансовой стоимости над доходами от продажи – в налоговые расходы. Кстати, доход от продажи должен определяться по цене, указанной в договоре, но не ниже обычной цены РРО (п. 146.14 НК). Если у нас РРО-МНМА, то в случае его продажи возможны два варианта учета (см. выше): 

  • или как при продаже ОС (п. 146.13, 146.14 НК); 
  • или как при продаже товаров, то есть продажную стоимость такого РРО признать доходом, а остаточную (балансовую) стоимость – расходами (п. 137.1, 1 38 .4 НК). 

Заметим, что в любом случае общий налоговый результат (доходы минус расходы) продажи РРО-МНМА будет одинаковым при применении как первого, так и второго варианта налогообложения. Если продавец РРО является плательщиком НДС, он начисляет налоговое обязательство по НДС в общеустановленном порядке.

Единый налог

Юрлицо-единщик в состав дохода включает разницу между суммой средств (без НДС), полученных от продажи РРО-ОС, и остаточной балансовой стоимостью РРО-ОС, которая сложилась на день продажи (п. 292.2 НК). Считаем, что здесь имеется в виду балансовая стоимость, которая сложилась на первый день месяца, следующего за месяцем продажи, – поскольку амортизация начисляется ежемесячно.

К сожалению, вряд ли под норму п. 292.2 НК подпадут средства от продажи РРО-МНМА. Обосновать это будет проблематично. В состав дохода придется включать всю его продажную стоимость.

Как ликвидировать РРО? Документальное оформление

Порядок документирования одинаков для ликвидации как РРО-ОС, так и РРО-МНМА.

РРО, который уже не может использоваться по назначению, не соответствует понятию актива, поэтому подлежит исключению из активов (списанию с баланса) (п. 3 3 П(С)БУ 7). Списание осуществляется назначенной для этого руководителем предприятия комиссией (п. 41, 4 2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561) и оформляется Актом списания основных средств т ипов ой формы № ОЗ- 3, утвержденной приказом Минстата от 29.12.95 г. № 35 2. Но списать с баланса – это только полдела. Списанный РРО нужно ликвидировать – утилизировать и т. п.

Здесь важно заметить, что с позиции Закона от 05.03.98 г. № 187/98-ВР (далее – Закон №187) списанный РРО считается отходами и обращаться со списанным РРО следует с учетом требований данного Закона. Отходы – это любые вещества, материалы и предметы, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства и не имеют дальнейшего использования по месту их образования или выявления и от которых их владелец будет избавляться, намерен или должен избавиться путем утилизации или удаления (ст. 1 Закона №  187). Согласно ст. 17 Закона № 187 субъект хозяйствования должен определять состав и свойства образующихся отходов (п. «в»), вести первичный текущий учет отходов в форме№ 1-В Т, утвержденной приказом Минприроды от 07.07.08 г.№ 342 (п. «г»), не допускать хранения и удаления отходов в несанкционированных местах или на объектах (п. «з») и т. п.

Обычно иметь дело с отходами – это достаточно хлопотно, неинтересно и невыгодно для среднестатистического предприятия. Так чтобы избавиться от этих хлопот, списанный РРО можно передать специализированному предприятию, которое занимается подобными работами – разбирает РРО, извлекает запчасти, детали, которые могут быть использованы, удаляет части, которые нельзя использовать, и т. п. Эти работы могут выполнять и центры сервисного обслуживания РРО. 

На специализированное предприятие списанный РРО передается по накладной (например, накладной-требованию  типо во й  фо рм ы  №  М- 11,  утвержденной  приказом  Минстата  от 21.06.96 г. № 1 93) или другому аналогичному документу. Если  договором с таким предприятием предусмотрена передача бывшему владельцу старого РРО изъятых из РРО запчастей, деталей, то последние передаются владельцу по накладной или другому аналогичному документу. Хотя, как правило, изъятое остается специализированному предприятию как своеобразная плата за разборку. Кроме того, договором может предусматриваться отдельная плата за разборку (в большинстве случаев символическая).

Накладная на передачу РРО специализированному предприятию, другие документы (при наличии) прилагаются к типовой форме № ОЗ-3. На основании таких документов списание и ликвидация РРО отражаются в учете.

Бухгалтерский учет

Ликвидация РРО отражается записями: Дт 976 – Кт 104 (112) на остаточную стоимость, Дт 13– Кт 104 (112) на сумму начисленного износа. На субсчет 976 относятся также другие расходы, связанные с ликвидацией, например стоимость услуг специализированного предприятия.

Налог на прибыль

В случае ликвидации РРО-ОС налогоплательщик увеличивает налоговые расходы на сумму амортизированной стоимости РРО, за вычетом накопленной амортизации такого РРО (п. 146 .16 НК). Плата за предоставленные специализированным предприятием услуги по ликвидации РРО также включается в состав налоговых расходов (с нашей точки зрения, на основании пп. «є » пп. 13 8.1 0.6 НК как «экологические» расходы).

В случае ликвидации РРО-МНМА налогоплательщик увеличивает налоговые расходы на оставшиеся 50 % амортизации (если такой остаток есть).

НДС

Согласно п. 189.9 НК ликвидация РРО-ОС рассматривается как поставка ОС по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации. Вместе с тем такая операция не будет рассматриваться как поставка, если налогоплательщик предоставит органу Миндоходов соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании ОС другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению (абза ц  последний пп. 14 .1.19 1, абзац  второй п. 189.9 НК). Таким документом в нашем случае будет комплект документов: типовая форма № ОЗ-3, накладная на передачу РРО специализированному предприятию, договор со специализированным предприятием.

Возникает вопрос: когда указанные документы следует предоставить органу Миндоходов? В письме ГНАУ от 29.08.11 г. № 1 56 93/6 /1 5- 34 15 -26 указано, что во время проведения проверки. А в ОИР (категория 101.06) – что вместе с налоговой декларацией по НДС за тот период, когда произошла ликвидация. Но НК вообще не определяет такой момент. Поэтому считаем, что документы могут быть поданы на выбор налогоплательщика как и во время проверки, так и вместе с декларацией. Когда ликвидируется РРО-МНМА, налого-обложение будет следующим:

  • если считать его разновидностью ОС – можно применять п. 189.9 НК; 
  • если не считать разновидностью ОС – тогда, думаем, налоговое обязательство по НДС не начисляется. Ведь НК не содержит нормы относительно обложения НДС операций по ликвидации МНМА или товаров. 

Единый налог

В налоговом учете единщика ликвидация как РРО-ОС, так и РРО-МНМА не отражается.

 бухгалтерские курсы, бухгалтерские курсы в киеве, курсы бухгалтерского учета, курси бухгалтерського обліку, бухгалтерські курси

Добавить комментарий