Правила проведения годовой инвентаризации — 2013

Каждое предприятие как минимум раз в год перед составлением годовой финансовой отчетности должно провести  инвентаризацию  собственных активов и обязательств. В связи с этим перед предприятием стоят две основные задачи: правильно выполнить и документально оформить данную процедуру. В большинстве случаев этим занимается инвентаризационная комиссия, а задача бухгалтерии – без ошибок отразить инвентаризационные разницы в бухгалтерском и налоговом учете. Напомним общие правила проведения годовой инвентаризации.

Объекты и периодичность инвентаризации 

Ежегодно все предприятия обязаны проводить инвентаризацию своих активов и обязательств. Этого требуют:

  • ч. 1 ст. 1 0 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996) (инвентаризация обеспечивает достоверность данных бухучета и финотчетности предприятия);
  • п. 1 2 Порядка подачи финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419 и пп. «б» п. 3 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69 (далее – Инструкция № 69) (инвентаризация является обязательной перед составлением годовой финотчетности).

Под объектами инвентаризации подразумевают виды активов и обязательств. Фактически инвентаризуют активы и обязательства с систематизацией в разрезе счетов бухгалтерского учета предприятия, например основные средства (счет 10),  незавершенное  производство (счет 23), денежные средства (счета 30, 31), задолженность предприятия перед бюджетом (счет 64) и т. п. Все это – отдельные виды активов и обязательств, которые и являются объектами инвентаризации.

Инвентаризации подлежат также активы, не принадлежащие предприятию, например арендованные, переданные на ответственное хранение (в бухучете предприятия они отражаются на забалансовых счетах) (п. 5 Инструкции № 69).

Годовая инвентаризация проводится в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Напомним, инвентаризация зданий, сооружений и других недвижимых объектов  основных средств может проводиться раз в три года, а библиотечных фондов – по решению руководителя предприятия раз в пять лет или ежегодно с охватом инвентаризацией не менее 20 % единиц библиотечного фонда и с обязательным завершением начатой процедуры в структурном подразделении (у материально ответственного лица) в течение 30 дней (пп. «б» п. 3 Инструкции № 69).

Отметим, что п.1 .4 Методических рекомендаций, приведенных в письме Минагрополитики от 04.12.03 г. № 37-27-12/14023 (далее – Методрекомендации № 37) сельхозпредприятиям предлагается проводить инвентаризацию отдельных видов активов чаще (см. на с. 3 этого номера). Однако такие сроки носят рекомендательный характер, а обязательные сроки, как сказано выше, предусмотрены Инструкцией № 69.

Кто занимается инвентаризацией

Для проведения инвентаризации  на предприятии  создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Ее состав обычно закрепляется в Приказе об организации бухгалтерского учета. В эту комиссию входят главный бухгалтер, руководители структурных подразделений (главный агроном, главный зоотехник и т. п.) и другие опытные работники, хорошо знающие объекты инвентаризации. Возглавляет комиссию руководитель предприятия или его заместитель (пп. 11.1 Инструкции № 69). Отметим, что назначение такой комиссии можно оформить и распорядительным документом – приказом или распоряжением.

Если инвентаризации подлежит значительный объем материальных ценностей, то по каждому объекту (месту) инвентаризации приказом (распоряжением) руководителя предприятия назначаются рабочие инвентаризационные комиссии (пп. 11.2 Инструкции № 69). В их состав входят технологи, экономисты, бухгалтеры и другие работники, хорошо знающие инвентаризуемые объекты, цены и первичный учет. Возглавляет такую комиссию представитель руководителя предприятия.

Таким образом, для небольших сельхозпредприятий, где объем инвентаризуемых материальных ценностей незначительный, рабочая комиссия может не создаваться, ее функции выполняет постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

В штате предприятия числится один человек – директор. Как в этом случае провести инвентаризацию?

Прямых предписаний для подобной ситуации законодательство не дает. Однако наличие в штате единственного работника не освобождает предприятие от обязанности проведения инвентаризации. Вместе с тем делать это силами одного работника не совсем правомерно, поскольку для проведения инвентаризации на предприятии должна быть создана комиссия, а состоять из одного человека она не может.

В данном случае для проведения инвентаризации рекомендуем привлечь специалистов со стороны, заключив с ними гражданско-правовой договор. Такой шаг не противоречит действующему законодательству, ведь инвентаризация проводится прежде всего для подтверждения достоверности данных бухучета. А форма ведения бухучета определяется предприятием самостоятельно: это может быть и договор с аудиторской фирмой или предпринимателем (ч. 4 ст. 8 Закона № 996).

Порядок проведения

Любая инвентаризация, в том числе и годовая, состоит из нескольких этапов (см. табл. 1).

Таблица 1

 

Этапы инвентаризации

Описание этапов

1

2

Этап 1. Подготовка к проверке

На этом этапе издается соответствующий приказ (распоряжение) о проведении годовой инвентаризации, в котором отражаются основные организационные моменты, касающиеся процедуры, а именно: сроки начала и окончания, объекты инвентаризации, места проведения, состав инвентаризационной комиссии, которая непосредственно занимается проверкой, и т. п.

Этап 2. Осуществ- ление проверки

Это главный этап инвентаризации, в ходе которого проверяется наличие материальных ценностей, их состояние, порядок хранения. Для этого используются такие методы, как обмер, взвешивание, подсчет. На основании полученной информации сопоставляется фактическое наличие имущества с данными бухучета.В ходе проверки инвентаризационная комиссия составляет инвентаризационные описи (акты инвентаризации), а при выявлении расхождений с учетными данными – сличительные ведомости.При составлении указанных документов сельхозпредприятия могут воспользоваться как формами, утвержденными постановлением Госкомстата СССР от 28.12.89 г. № 241, так и документами, специально предназначенными для сельхозпредприятий, которые можно найти в приложении к Методрекомендациям
№ 37. Особенности инвентаризации специфических объектов сельхозпредприятий (земель, многолетних насаждений, животных и т. п.) изложены в Методрекомендациях № 37

Этап 3.

Подведение итогов инвентаризации

На этом этапе обобщаются результаты инвентаризации. Инвентаризационная комиссия на своем заседании рассматривает все имеющиеся у нее документы, делает выводы и принимает соответствующие решения. Итоги заседания оформляются протоколом, который утверждается руководителем предприятия в 5- дневный срок (пп. «в» пп. 11.12 Инструкции № 69).Утвержденные результаты инвентаризации отражаются в бухучете предприятия в месяце ее окончания, но не позднее декабря отчетного года (пп. «г» пп. 11.12 Инструкции № 69).При необходимости работников предприятия, виновных в недостаче или порче ценностей, привлекают к материальной ответственности

 

Автор: Полянская Юлия

Добавить комментарий