Отмена печатей. Что дальше?

Печати очень долго были непременным атрибутом при заключении сделок, удостоверении копий документов, составлении и подаче разного рода заявлений, ходатайств по поводу получения разрешительных документов, разъяснений госорганов или другой информации. И вот само упоминание о печати убрали из многих нормативных актов. Как это отразится на хозяйственной деятельности? Попробуем спрогнозировать развитие событий.

Курси бухгалтерського обліку. Курсы бухгалтерского учета. Бухгалтерские курсы. Курсы бухучета. Курсы главного бухгалтера.

Между прочим, вопрос отмены печатей поднимается уже не впервые. Среди последних законопроектов, «посягавших» на роль печатей в хозяйственной жизни, можем назвать по меньшей мере два: от 11.03.2011 г. №8215 и от 07.06.2013 г. №2258а. Последний уже стал Законом №1206, но вступит в силу только с 06.11.2014 г. О нем мы и поговорим, ведь он направлен на упрощение не только ведения бизнеса (в частности, и «отмену» печатей), но и на упрощение его открытия.

С одной стороны, законодательство не предусматривает ситуации, когда соглашение не содержит печати, если речь идет о стороне соглашения, являющейся хозсубъектом в понимании ст. 55 ХКУ (скажем, действующие законы о РРО, нотариате, ЦБ, залоге и об автомобильном транспорте).

С другой, если для юрлица тут не возникает вопросов, то физлица-предприниматели нечасто пользуются правом иметь печать, даже несмотря на упрощенный порядок ее получения (т. е. без разрешений МВД).

Печати и их роль

Что такое «печать»?

Штампы и печати — это специальные формы-клише, на которых содержатся рельефные или углубленные зеркальные отражения текстов, рисунков, других отметок и которые предназначены для получения оттисков на бумаге, сургуче, воске, металле, других материалах.

Из практики применения терминов,
слов и словосочетаний в юриспруденции

Какая роль отведена печатям на документах?

Оттиском печати организации удостоверяется на документе подпись ответственного лица.

Пункт 5.26 Требований №55

А если речь идет о финансово-хозяйственной деятельности?

Сделка, совершаемая юридическим лицом, подписывается лицами, уполномоченными на это его учредительными документами, доверенностью, законом или другими актами гражданского законодательства, и скрепляется печатью.

Абзац 2 ч. 2 ст. 207 ГКУ

Хозяйственный договор по общему правилу излагается в форме единого документа, подписанного сторонами и скрепленного печатями.

Часть 1 ст. 181 ХКУ

Отказаться от печати порой бывает сложно из-за позиции судебных инстанций. В отдельных случаях суды приравнивают наличие печати к обязательным требованиям признания сделки действительной — см. постановления ВХСУ от 01.11.2011 г. по делу №21/235-09 и от 13.11.2013 г. по делу №918/132/13-г. Например, в первом из упомянутых постановлений ВХСУ указывает: «…Подпись стороны (сторон) на сделке подтверждает только форму сделки, в которой она совершена, — письменную, а соответственно, сам факт совершения сделки юридическими лицами подтверждается наличием печати на документе, совершенном в письменной форме. Таким образом, коллегия судей кассационной инстанции согласна с выводом апелляционного хозяйственного суда по поводу того, что наличие печати на спорном договоре является свидетельством скрепления не подписи лица, а самого документа».

Следовательно, наличие печати фактически приравнено к волеизъявлению лиц при заключении сделки, что влияет и на ее действительность.

И это в то время, когда юрлица-нерезиденты в некоторых странах мира вообще не применяют печатей в хоздеятельности, в т. ч. и при заключении ВЭД-контрактов, что, кстати, не влияет на их надлежащее исполнение.

Так что возникает вполне логичный вопрос: почему бы и нам наконец не санкционировать применение сложившихся международных обычаев делового оборота в национальном праве?

Санкционировали… Правда, в принятом Законе №1206 все же речь идет только об общем правиле неприменения печатей, а не о безоговорочном требовании: ведь или за стороной сохраняется возможность нейтрализовать это правило условиями договора, или законодатель может изменить его отдельной законодательной нормой.

Например, обновленная редакция ст. 62 ХКУ, которая вступит в силу 06.11.2014 г., дает определение термина «предприятие» — это юридическое лицо, которое имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков и может иметь печати. Хозяйственный договор, согласно обновленной редакции ст. 181 ХКУ, которая вступит в силу 06.11.2014 г., излагается в форме единого документа, подписанного сторонами (о печатях — ни слова). Аналогичные изменения коснулись и ч. 2 ст. 207 ГКУ в части заключения сделки и скрепления ее только подписями лиц, уполномоченных на это учредительными документами, доверенностью, законом, другими актами гражданского законодательства.

Каким образом это будет реализовываться на практике?

Очевидно, стороны теперь должны были бы обусловливать в договоре, будут ли они использовать печати при заключении договора и документов во исполнение его. В противном случае спекуляций не избежать — опять же придется идти в суд и устанавливать не только подлинность подписей и полномочий поставивших их лиц, но и решать споры о юридической силе документов, составленных без печатей (если в договоре об этом не указано, а сам договор печать будет содержать).

Любопытный вопрос с векселями: с даты вступления в законную силу закона печать юрлица будет уже не нужна и на векселе. Мы не исключаем, что в случае скрепления печатью договоров и документов, составленных во исполнение их, выдача векселя в расчет по такому договору, возможно, обойдется без печати. А если речь идет об индоссаменте? Пока вопрос открыт.

Другой пример — доверенности. Теперь доверенность от юрлица будет выдаваться без печати (ст. 246 ГКУ в редакции от 06.11.2014 г.). Однако это не касается случая оформления доверенности в суды общей юрисдикции и административные суды — их следует оформлять с печатью при ее наличии (ч. 3 ст. 58 КАСУ в редакции от 06.11.2014 г.). И это вызывает по меньшей мере обеспокоенность — представим, к примеру, что все документы финансово-хозяйственной деятельности, поданные в админсуд, скреплены печатью. Примет ли суд без печати доверенность на представительство интересов юрлица в суде? По нашему мнению, нет. Ведь наличие печати у предприятия потребует печати и на доверенности. Разве что предприятие предоставит акты об уничтожении печати после вступления в силу Закона №1206.

Еще Законом №4014 в ст. 201 НКУ были внесены изменения, предусматривавшие проставление печати на налоговой накладной при ее наличии. Закон №4014 предусматривал, что соответствующие изменения вступают в силу со дня вступления в силу закона об установлении принципа осуществления хозяйственной деятельности субъектами частного права без применения печатей. Но вот досада: такой принцип Законом №1206 специально не провозглашен. Правда, можно утверждать, что это следует из содержания Закона №1206 — поэтому налоговая накладная будет скрепляться печатью при ее наличии.

В заключение отметим, что едва ли не самым главным из факторов, вызвавших отмену печатей на законодательном уровне, была проблема рейдерских захватов предприятий. Как сказано в объяснительной записке председателя Госпредпринимательства Украины М. Бродского к законопроекту, захват чужого имущества (бизнеса) вопреки воле его собственника в Украине приобрел крайне угрожающие масштабы. Установление в результате рейдерских действий контроля над печатью (например, физическое завладение ею, изъятие под предлогом проведения ее экспертизы, признание недействительной по судебному решению и пр.) фактически означает установление контроля над хозсубъектом. Мы полностью разделяем такое благородное стремление, однако не можем не отметить, что пока сложно спрогнозировать, как именно отсутствие печати может оградить предприятия от рейдерских атак.

Впрочем, поскольку использование печатей прямо не запрещено ни одним законом, насколько ведение хоздеятельности будет менее проблематичным — покажет время.

Как упростятся ведение и учреждение бизнеса?

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, являются открытыми и общедоступными (п. 1.6 Порядка №1846/5). Однако хозсубъектам до сих пор приходится обращаться к госрегистраторам за получением извлечений, выписок, справок, другой информации из ЕГР и платить за это немалые деньги. Закон №1206 требует, чтобы Укргосреестр обеспечивал на своем официальном сайте бесплатный доступ к сведениям из Единого государственного реестра, копирование и распечатку таких сведений (новая редакция ч. 2 ст. 7 Закона о госрегистрации).

Это касается как сведений, необходимых для выдачи документов разрешительного характера и лицензий, так и сведений о контрагенте для заключения гражданско-правовых договоров (данные о лицах, имеющих право подписывать такие договоры, а также о местонахождении, прекращении юрлица или нахождении в процедуре банкротства). Поскольку такая проверка контрагента закреплена теперь на законодательном уровне, то налогоплательщикам следует позаботиться о получении соответствующих извлечений из ЕГР на веб-сайте Укргосреестра каждый раз при подготовке и заключении хоздоговоров. Но не забывайте, что за плату можно будет получить извлечение или справку на соответствующую дату для подтверждения, скажем, полномочий руководителя, подписавшего соглашение.

Внимание! Отменена плата за регистрацию юрлица или физлица-предпринимателя (ст. 10 Закона о госрегистрации). Хозсубъекты будут вносить плату только за изменения в учредительных документах юрлица (51 грн) и смену имени или места жительства физлица-предпринимателя (17 грн).

Нормативная база

  • НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. №2755-VI.
  • ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. №435-IV.
  • ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. №436-IV.
  • КАСУ — Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. №2747-IV.
  • Закон №1206 — Закон Украины от 15.04.2014 г. №1206-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению порядка открытия бизнеса».
  • Закон №4014 — Закон Украины от 04.11.2011 г. №4014-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности».
  • Закон о госрегистрации — Закон Украины от 15.05.2003 г. №755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».
  • Требования №55 — Требования к оформлению документов ДСТУ 4163-2003, утвержденные приказом Госпотребстандарта Украины от 07.04.2003 г. №55.
  • Порядок №1846/5 — Порядок предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, утвержденный приказом Минюста от 14.12.2012 г. №1846/5.

Наталия КАНАРЕВА, «Дебет-Кредит»

 

Добавить комментарий