Отдам бесплатно. Учет бесплатной раздачи рекламных материалов.

В этой статье рассмотрим учет и налогообложение операций по бесплатной передаче товаров, бесплатному выполнению работ и оказанию услуг в рекламных целях, а также в других целях обычной деятельности предприятия, не связанных с рекламой и благотворительностью.

Курсы бухгалтерского учета. Бухгалтерские курсы. Курсы главных бухгалтеров.

Бухгалтерский учет

Согласно ст. 1 Закона о рекламе, реклама — это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом, предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно такого лица или товара, а мероприятия рекламного характера — это мероприятия по распространению рекламы, предусматривающие бесплатное распространение образцов рекламируемых товаров и/или их обмен потребителям одного количества или одного вида на другой. В рекламных целях могут распространяться канцтовары, посуда, сувениры с логотипом/наименованием предприятия (далее — сувениры) с информацией о его товарах, работах, услугах.

В бухгалтерском учете себестоимость таких товаров и сувениров включается в состав расходов отчетного периода согласно п. 19 П(С)БУ 16 как расходы на сбыт (Д-т 93 К-т 20, 28). При бесплатном оказании услуг или выполнении работ делается проводка Д-т 93 К-т 23 в части себестоимости оказанных услуг или выполненных работ. Документальное оформление расходов на рекламу рассмотрено в следующем разделе о налоговом учете.

Налог на прибыль.

Налоговые расходы

Если расходы на рекламу и рекламные мероприятия связаны с ведением хозяйственной деятельности и направлены на получение дохода (пп. 14.1.36 НКУ), то себестоимость бесплатно распространяемых товаров и сувениров включается в налоговые расходы на основании пп. 140.1.5 НКУ, а в состав расходов на сбыт согласно пп. «г» пп. 138.10.3 НКУ. Датой признания расходов будет дата списания товаров, сувениров, дата выполнения работ или оказания услуг.

Согласно п. 138.2 и пп. 139.1.9 НКУ, налоговые расходы признаются на основании первичных документов. Кодекс не выдвигает никаких особых требований к таким документам, но очевидно, что они должны подтверждать сам факт проведения рекламной раздачи образцов товара, то, что рекламировался именно тот товар, от продажи которого предприятие получает доходы или планирует получать доходы в будущем, или была проведена раздача сувениров, содержащих информацию о производителе основного товара, работ или услуг, которые продаются предприятием или будут продаваться в будущем, а также о самих этих товарах, работах и услугах.

Минимальный пакет документов включает приказ руководителя о бесплатном распространении товаров (сувениров), с указанием целей мероприятия, периода (срок) его проведения, ответственных лиц. Также стоит указать наименования товаров, подлежащих распространению; накладную на отпуск товаров (сувениров) со склада лицам, ответственным за распространение товаров; отчет исполнителей о бесплатном распространении товаров (сувениров) с указанием их наименования и количества и акт списания таких товаров (сувениров), составляемый на основании данных отчета. Акт утверждается руководителем предприятия. Кроме этих документов, могут оформляться также положение о маркетинговой политике предприятия, в котором могут быть предусмотрены бесплатные раздачи товаров; план, смета мероприятия (два отдельных документа или единый документ), которые утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.

Предприятие в данном случае имеет право на отражение налоговых расходов без каких-либо ограничений по сумме таких рекламных раздач (см. пп. «г» пп. 138.10.3 НКУ). Несмотря на то что НКУ ограничения по сумме не устанавливает, мы считаем, что стоимость бесплатно распространенной продукции должна быть экономически обоснованной.

Налоговые доходы

Согласно пп. 14.1.202 НКУ бесплатная передача товаров подпадает под определение продажи. Согласно п. 135.4 НКУ, доход определяется в размере договорной стоимости, а так как в данном случае такая стоимость равна нулю, то и доход не начисляется.1

От редакции сайта: Передача продукции (а также работ и услуг, что также случается) и товаров в рекламных целях не увеличивает доходы предприятия, так как, согласноп. 135.4 ст. 135 разд. III НК Украины, доход от операционной деятельности признается в размере договорной (контрактной) стоимости, которой в данном случае нет или которая равна нулю, а обычные цены для определения дохода при бесплатной передаче товаров, работ, услуг не применяются

Бухгалтерские услуги для предприятий. Бухгалтерский консалтинг.

Налог на добавленную стоимость.

Если товары для рекламной раздачи приобретались с НДС, то предприятие — плательщик НДС имеет право на налоговый кредит по таким товарам. Для этого должна быть документально подтверждена связь рекламной раздачи товаров с хозяйственной деятельностью предприятия, а также подтвержден тот факт, что цель раздачи — реклама товаров, продажа которых облагается НДС. Таким подтверждением могут служить документы, перечисленные выше в разделе о налоговых расходах.

Согласно пп. «в» пп. 14.1.191 НКУ, бесплатная передача товаров также является поставкой. База налогообложения формируется согласно п. 188.1 НКУ — исходя из договорной стоимости, если операция не является контролируемой. Если цена договора равна нулю, налоговые обязательства также равны нулю. Значит, НН не составляется.

Все, что было выше сказано о товарах, в полной мере относится и к бесплатному оказанию услуг и выполнению работ в рекламных целях.

Нормативная база

  • НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. №2755-VI.
  • Закон о рекламе — Закон Украины от 03.06.96 г. №270/96-ВР «О рекламе».
  • П(С)БУ 9 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.99 г. №246.
  • П(С)БУ 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина от 31.12.99 г. №318.

Опубликовано в «Дебет-Кредит» 14/2014

3 комментария

  1. Инна 16.09.2014 Ответить
  2. ЮЮАвтор 16.09.2014 Ответить
  3. adminАвтор 16.09.2014 Ответить

Добавить комментарий