Отдам бесплатно. Учет бесплатной раздачи рекламных материалов.

В этой статье рассмотрим учет и налогообложение операций по бесплатной передаче товаров, бесплатному выполнению работ и оказанию услуг в рекламных целях, а также в других целях обычной деятельности предприятия, не связанных с рекламой и благотворительностью.

Курсы бухгалтерского учета. Бухгалтерские курсы. Курсы главных бухгалтеров.

Бухгалтерский учет

Согласно ст. 1 Закона о рекламе, реклама — это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом, предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно такого лица или товара, а мероприятия рекламного характера — это мероприятия по распространению рекламы, предусматривающие бесплатное распространение образцов рекламируемых товаров и/или их обмен потребителям одного количества или одного вида на другой. В рекламных целях могут распространяться канцтовары, посуда, сувениры с логотипом/наименованием предприятия (далее — сувениры) с информацией о его товарах, работах, услугах.

В бухгалтерском учете себестоимость таких товаров и сувениров включается в состав расходов отчетного периода согласно п. 19 П(С)БУ 16 как расходы на сбыт (Д-т 93 К-т 20, 28). При бесплатном оказании услуг или выполнении работ делается проводка Д-т 93 К-т 23 в части себестоимости оказанных услуг или выполненных работ. Документальное оформление расходов на рекламу рассмотрено в следующем разделе о налоговом учете.

Налог на прибыль.

Налоговые расходы

Если расходы на рекламу и рекламные мероприятия связаны с ведением хозяйственной деятельности и направлены на получение дохода (пп. 14.1.36 НКУ), то себестоимость бесплатно распространяемых товаров и сувениров включается в налоговые расходы на основании пп. 140.1.5 НКУ, а в состав расходов на сбыт согласно пп. «г» пп. 138.10.3 НКУ. Датой признания расходов будет дата списания товаров, сувениров, дата выполнения работ или оказания услуг.

Согласно п. 138.2 и пп. 139.1.9 НКУ, налоговые расходы признаются на основании первичных документов. Кодекс не выдвигает никаких особых требований к таким документам, но очевидно, что они должны подтверждать сам факт проведения рекламной раздачи образцов товара, то, что рекламировался именно тот товар, от продажи которого предприятие получает доходы или планирует получать доходы в будущем, или была проведена раздача сувениров, содержащих информацию о производителе основного товара, работ или услуг, которые продаются предприятием или будут продаваться в будущем, а также о самих этих товарах, работах и услугах.

Минимальный пакет документов включает приказ руководителя о бесплатном распространении товаров (сувениров), с указанием целей мероприятия, периода (срок) его проведения, ответственных лиц. Также стоит указать наименования товаров, подлежащих распространению; накладную на отпуск товаров (сувениров) со склада лицам, ответственным за распространение товаров; отчет исполнителей о бесплатном распространении товаров (сувениров) с указанием их наименования и количества и акт списания таких товаров (сувениров), составляемый на основании данных отчета. Акт утверждается руководителем предприятия. Кроме этих документов, могут оформляться также положение о маркетинговой политике предприятия, в котором могут быть предусмотрены бесплатные раздачи товаров; план, смета мероприятия (два отдельных документа или единый документ), которые утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.

Предприятие в данном случае имеет право на отражение налоговых расходов без каких-либо ограничений по сумме таких рекламных раздач (см. пп. «г» пп. 138.10.3 НКУ). Несмотря на то что НКУ ограничения по сумме не устанавливает, мы считаем, что стоимость бесплатно распространенной продукции должна быть экономически обоснованной.

Налоговые доходы

Согласно пп. 14.1.202 НКУ бесплатная передача товаров подпадает под определение продажи. Согласно п. 135.4 НКУ, доход определяется в размере договорной стоимости, а так как в данном случае такая стоимость равна нулю, то и доход не начисляется.1

От редакции сайта: Передача продукции (а также работ и услуг, что также случается) и товаров в рекламных целях не увеличивает доходы предприятия, так как, согласноп. 135.4 ст. 135 разд. III НК Украины, доход от операционной деятельности признается в размере договорной (контрактной) стоимости, которой в данном случае нет или которая равна нулю, а обычные цены для определения дохода при бесплатной передаче товаров, работ, услуг не применяются

Бухгалтерские услуги для предприятий. Бухгалтерский консалтинг.

Налог на добавленную стоимость.

Если товары для рекламной раздачи приобретались с НДС, то предприятие — плательщик НДС имеет право на налоговый кредит по таким товарам. Для этого должна быть документально подтверждена связь рекламной раздачи товаров с хозяйственной деятельностью предприятия, а также подтвержден тот факт, что цель раздачи — реклама товаров, продажа которых облагается НДС. Таким подтверждением могут служить документы, перечисленные выше в разделе о налоговых расходах.

Согласно пп. «в» пп. 14.1.191 НКУ, бесплатная передача товаров также является поставкой. База налогообложения формируется согласно п. 188.1 НКУ — исходя из договорной стоимости, если операция не является контролируемой. Если цена договора равна нулю, налоговые обязательства также равны нулю. Значит, НН не составляется.

Все, что было выше сказано о товарах, в полной мере относится и к бесплатному оказанию услуг и выполнению работ в рекламных целях.

Нормативная база

  • НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. №2755-VI.
  • Закон о рекламе — Закон Украины от 03.06.96 г. №270/96-ВР «О рекламе».
  • П(С)БУ 9 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.99 г. №246.
  • П(С)БУ 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина от 31.12.99 г. №318.

Опубликовано в «Дебет-Кредит» 14/2014

3 thoughts on “Отдам бесплатно. Учет бесплатной раздачи рекламных материалов.

  1. при списании розданных товаров НН составляется!

  2. Вероятно, вы иеете ввиду мнение налоговой инспекции, выраженное в единой базе налоговых знаний?
    Действительно, налоговики выдвигают иное мнение и предлагают облагать такие материалы НДС (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 130.05) — на наш взгляд, совершенно неправомерно.
    Даже если считать раздачу рекламных материалов поставкой товаров, как предлагают в вышеуказанной статье, то поставка на сумму 0,00 грн. не потребует выписки налоговой накладной.

    Многие же юристы придерживаются мнения ( и мы с ним готовы согласится), что рекламные материалы не являются товаром, следовательно при их раздаче налоговых обязательств начислять не надо.

    Большинство специалистов безоговорочно утверждают, что объект обложения НДС в данном случае имеет место и в подтверждение приводят абзац 1 пп. 14.1.191 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины, согласно которому поставка товаров — это любая передача права на распоряжение товаром в качестве собственника, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара. При этом стоит обратить внимание на то, что для передачи любому лицу права «на распоряжение товаром в качестве собственника» необходимо согласие такого лица. Действительно, согласно ст. 626 ГК Украины, договор — это договоренность двух или более сторон.

    Специалисты, считающие раздачу товаров в рекламных целях объектом обложения НДС, обычно считают такую раздачу дарением. При этом, согласно ч. 2 ст. 717 ГК Украины, договор дарения не может устанавливать обязанность одариваемого совершить какие-либо действия в пользу дарителя.

    Сувениры и даже образцы продукции раздаются рекламодателем не бескорыстно, а в рекламных целях. Именно поэтому «рекламные раздачи» никак не могут быть расценены как подарки.
    Передавая своим покупателям сувениры и тому подобное, предприятие преследует рекламные цели — напомнить о себе, передача сувенира — не цель, а средство, способ передачи рекламы, проще говоря, — рекламный носитель, по своему экономическому содержанию ничем не отличающийся от рекламного щита, лайт-бокса, на который наклеивают (монтируют) рекламные объявления.

  3. Извлечение из письма (оно правда было на несколько иную тему):
    ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА СЛУЖБА УКРАЇНИ
    ЛИСТ
    04.02.13 № 1673/6/15-3115
    …..
    Таким чином, у разі якщо вартість рекламних матеріалів (які передаються споживачам рекламних послуг) включена до вартості рекламної послуги, що надається рекламодавцю, та оподаткована податком на додану вартість, розповсюдження (роздача) третім особам (споживачам) рекламних матеріалів не підлягає оподаткуванню податком на додану вартість.
    При цьому сума податку на додану вартість, сплачена виконавцем рекламної послуги при придбанні рекламних матеріалів, може бути віднесена до складу податкового кредиту такого виконавця за умови віднесення вартості таких рекламних матеріалів до валових витрат виконавця (відповідно до розділу ІІІ Кодексу) та за умови виконання вимог, встановлених статтею 198 Кодексу
    ……
    Подробнее: http://sfs.gov.ua/zakonodavstvo/podatkove-zakonodavstvo/listi-dps/pdv/62256.html

Добавить комментарий