Основные средства с нулевой стоимостью. Надо ли дооценять их стоимость?

Перед подготовкой к составлению годовой финансовой отчетности предприятие провело инвентаризацию всех основных средств. В результате инвентаризации были выявлены объекты, стоимость которых полностью самортизирована, но они находятся в исправном состоянии и продолжают использоваться в хозяйственной деятельности. Выясним, как отразить такие объекты в балансе и как вести их дальнейший учет.

Бухгалтерские курсы, бухгалтерские курсы в киеве, курсы бухгалтерского учета.

Бухгалтерські курси, курси бухгалтерського обліку.

ОС с нулевой остаточной стоимостью — это активы

Согласно ст. 1 Закона о бухучете, активы — это ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем (аналогичное значение термина «активы» приводится в п. 3 НП(С)БУ 1). Основные средства (далее — ОС) полностью отвечают этому определению. Если объект ОС контролируется предприятием в результате прошлых событий (как правило, это приобретение ОС, после которого ОС находится в собственности такого предприятия и может использоваться им без ограничений), находится в исправном состоянии и используется в хоздеятельности, то в большинстве случаев такое использование объекта ОС приводит к получению дохода (т. е. экономических выгод). Как видим, остаточная стоимость не влияет на статус объекта ОС как актива, и на практике она иногда может оказаться нулевой, так как стоимость объекта ОС полностью самортизирована и отнесена к составу расходов в прошлых периодах. Возникает вопрос, как отразить информацию о таких активах в балансе, ведь согласно п. 3 НП(С)БУ 1 баланс — это отчет о финансовом состоянии предприятия, отражающий на определенную дату его активы, обязательства и собственный капитал.

Вопрос о списании полностью самортизированных объектов ОС должен возникать только тогда, когда они перестанут соответствовать критериям признания актива. Случаи, когда ОС исключается из состава активов и списывается с баланса, указаны в п. 33 П(С)БУ 7: это безвозмездная передача или несоответствие критериям признания актива. В п. 40 Методрекомендаций №561 приведено больше оснований для списания ОС: в случае его выбытия вследствие продажи, ликвидации, бесплатной передачи, недостачи, окончательной порчи или других причин несоответствия критериям признания активом. В нашем случае всего этого не происходит: объект ОС продолжает использоваться в том же порядке, что и до достижения остаточной стоимостью нулевой отметки. Все вопросы относительно использования и ликвидации ОС находятся в компетенции постоянно действующей комиссии предприятия, созданной специально для решения таких вопросов. Комиссия создается по приказу руководителя предприятия.

Нормы национальных стандартов бухгалтерского учета допускают два способа учета полностью самортизированных ОС: дооценить такие объекты или вести только количественный учет объектов с целью контроля их наличия.

Дооценка объектов ОС

Переоценка объектов ОС — это право предприятия, а не его обязанность, но с некоторыми оговорками. Так, согласно п. 16 П(С)БУ 7 предприятие может переоценивать объект основных средств, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости1 на дату баланса. При этом следует учитывать принцип осмотрительности (ст. 4 Закона о бухучете), согласно которому предприятие не должно завышать стоимость своих активов. В нашем случае, когда балансовая (остаточная) стоимость объектов ОС нулевая, но при этом они имеют какую-то справедливую стоимость, отличную от нуля, нам не удастся завысить стоимость таких ОС, если мы не будем проводить их дооценку. Таким образом, дооценка ОС в данном случае — дело исключительно добровольное.

1 Справедливая стоимость — сумма, по которой можно продать актив или оплатить обязательства в обычных условиях на определенную дату (п. 4 П(С)БУ 19 «Объединение предприятий», утвержденного приказом МФУ от 07.07.99 г. №163).

Дооценка полностью самортизированных ОС проводится в порядке, предусмотренном пунктами 16 — 21 П(С)БУ 7 и пунктами 34 — 39 Методрекомендаций №561.

Обратите внимание, что для проведения дооценки объектов ОС нужно будет воспользоваться услугами профессионального оценщика. В ст. 7 Закона об оценке указано, что профессиональная оценка обязательна при «переоценке основных фондов для целей бухгалтерского учета». Такого же мнения придерживается и Минфин в письме от 26.03.2009 г. №31-34010-10/23-1462/1846, не обращая внимания на тот факт, что в Законе об оценке употреблен термин «основные фонды», в то время как в бухучете применяется термин «основные средства». Исключением из этого правила может быть дооценка объектов малоценных необоротных материальных активов, которые по своему определению ОС не являются. Такие активы могут дооцениваться, если их амортизация начислялась прямолинейным или производственным методом (п. 16 П(С)БУ 7). Расходы на оценку объектов ОС относятся в состав расходов как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. В бухгалтерском учете они учитываются на дебете субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности». В налоговом учете это будут расходы согласно абз. «в» пп. 138.10.4 НКУ.

При дооценке объекта ОС его оценочная стоимость прибавляется к его первоначальной стоимости без корректировки ранее начисленной суммы износа по этому объекту согласно п. 17 П(С)БУ 7, и в результате получится переоцененная остаточная стоимость. Пункт 17 П(С)БУ 7 также требует, чтобы обязательно определялась ликвидационная стоимость1 такого дооцененного объекта. Это связано с тем фактом, что данный объект ОС не теряет полностью признаков актива по истечении его срока полезного использования, и это уже доказано практикой (на момент окончания первоначально установленного срока объект не утратил своих свойств, а фактически продолжает использоваться по назначению). Следовательно, по истечении продленного срока полезного использования объект может либо продолжать использоваться дальше, либо принести какие-то выгоды при ликвидации (запасные части, материалы и т. п.). В дальнейшем амортизация дооцененного объекта ОС будет начисляться исходя из новой (переоцененной) стоимости за вычетом его ликвидационной стоимости. Пересчитывать ранее начисленную амортизацию не следует, так как дооценка объекта ОС и продление срока его полезного использования — это изменение учетной оценки, а не учетной политики. Приказом Минстата от 29.12.95 г. №352 утверждены формы типовых документов для учета ОС, но среди них нет подходящей формы для отражения данных переоценки. Автор рекомендует составить для этого ведомости начисления амортизации, в которых будут отражаться первоначальная и переоцененная стоимость объектов ОС, а также суммы начисленной амортизации. За образец можно взять, например, форму ОЗСГ-5, утвержденную приказом Минагрополитики от 27.09.2007 г. №701.

1 Ликвидационная стоимость — сумма денежных средств или стоимость других активов, которую предприятие/учреждение ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов по истечении срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией) (п. 4 П(С)БУ 7).

Что касается срока полезного использования объекта ОС, то он обнуляется одновременно с остаточной стоимостью. При дооценке стоимости ОС срок полезного использования также надо увеличивать (ведь фактически объект продолжает использоваться). Как указано в п. 23 П(С)БУ 7, продление срока полезного использования объекта ОС следует устанавливать распорядительным актом — приказом по предприятию.

При дооценке объекта ОС с нулевой стоимостью придется переоценить и все объекты ОС той же группы, к которой принадлежит дооцениваемый объект (п. 16 П(С)БУ 7). В дальнейшем такие активы подлежат регулярной переоценке, чтобы их остаточная стоимость существенно не отличалась от справедливой стоимости на дату баланса. Однако сейчас мы не будем подробно останавливаться на такой переоценке.

Ведение количественного учета ОС

Учитывая то, что дооценка ОС осуществляется на добровольных началах и сопряжена с дополнительным объемом работы и дополнительными расходами (на профессиональную оценку), а также влечет за собой переоценку всей группы ОС, можно продолжать учитывать объекты ОС с нулевой остаточной стоимостью только по количеству, т. е. вести их количественный учет. Данные количественного учета будут подтверждаться инвентарными карточками учета основных средств (типовой формы №ОЗ-6, утвержденной приказом Минстата от 29.12.95 г. №352). Списание таких объектов ОС производится в общем порядке.

Бухгалтерские курсы, бухгалтерские курсы в киеве, курсы бухгалтерского учета.

Бухгалтерські курси, курси бухгалтерського обліку.

Бухгалтерский и налоговый учет

Бухгалтерский учет

Дооценка первоначальной стоимости объекта ОС в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 «Основные средства» и кредиту субсчета 411 «Дооценка (уценка) основных средств». Начисление амортизации после дооценки отражается в обычном порядке — по дебету счетов учета расходов (23, 91 — 94) и по кредиту счета 13 «Износ (амортизация) необоротных активов».

Налоговый учет

Независимо от того, какой вариант учета полностью самортизированных ОС выберет предприятие, в налоговом учете никаких изменений не будет. Переоценка ОС никак не отражается в налоговом учете. Согласно п. 152.10 НКУ, уценка/дооценка активов, проводимая в соответствии с правилами бухгалтерского учета, в целях налогообложения не изменяет балансовой стоимости активов и доходов или расходов налогоплательщика, связанных с приобретением таких ценностей.

В ЕБНЗ, подкатегория 102.09.01, в ответе на вопрос «Как в налоговом учете отражается ремонт/улучшение объекта ОС, если срок использования такого объекта закончился и остаточная стоимость достигла ликвидационной?» налоговики указали, что в налоговом учете можно отразить расходы на ремонт таких ОС. Сумма расходов на ремонт и улучшения ОС в размере, не превышающем 10% совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года, относится к составу расходов согласно п. 146.12 НКУ. При этом, если осуществляется ремонт объекта ОС, срок использования которого истек и остаточная стоимость которого достигла ликвидационной стоимости, то часть стоимости ремонта/улучшений такого ОС в сумме, превышающей отнесенную к составу расходов (т. е. 10-процентный лимит), учитывается как отдельный объект основных средств соответствующей группы с последующей амортизацией согласно нормам статей 145 и 146 НКУ.

Пример Предприятие дооценивает станок с нулевой остаточной стоимостью, который находится в хорошем техническом состоянии и может использоваться еще 2 года. Справедливая стоимость станка на дату дооценки — 8000 грн (что подтверждено актом оценки эксперта), установленная ликвидационная стоимость — 2600 грн. Бухгалтерский и налоговый учет такой дооценки отражен в таблице.

Таблица

Дооценка объекта ОС с нулевой остаточной стоимостью

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Налоговый учет

Д-т

К-т

Доходы

Расходы

Проведена дооценка объекта ОС (отражено увеличение капитала в дооценках на сумму дооценки остаточной стоимости, п. 19 П(С)БУ 7)

10

411

8000,00

После дооценки начислена сумма амортизации по дооцененному объекту*

23, 91,
92, 93, 94

131

225,00

* Сумма амортизации за месяц: (8000 грн — 2600 грн) : 2 года : 12 месяцев = 225,00 грн.

Нормативная база

  • Закон о бухучете — Закон Украины от 16.07.99 г. №996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».
  • Закон об оценке — Закон Украины от 12.07.2001 г. №2658-III «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине».
  • НП(С)БУ 1 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденное приказом МФУ от 07.02.2013 г. №73.
  • П(С)БУ 7 — П(С)БУ 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. №92.
  • Методрекомендации №561 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 30.09.2003 г. №561.

Добавить комментарий