Новый налог — военный сбор

С 03 августа 2014 г. бухгалтера узнали о новом налоге с доходов граждан — военном сборе. Рассмотрим учет нового налога и правила применения. 

Курсы бухгалтерского учета. Бухгалтерские курсы. Курсы главного бухгалтера. Бухгалтерські курси.

Закон

Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 31.07.2014 г. 1621-VII.

«161. Временно, до 1 января 2015 года, устанавливается военный сбор.

1.1. Плательщиками сбора являются лица, определенные пунктом 162.1 статьи 162 настоящего Кодекса.

1.2. Объектом обложения сбором являются доходы в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданскоправовым договорам; выигрыши в государственную и негосударственную денежную лотерею, выигрыш игрока (участника), полученный от организатора азартной игры.

1.3. Ставка сбора составляет 1,5 процента объекта налогообложения, определенного подпунктом 1.2 настоящего пункта.

1.4. Начисление, удержание и уплата (перечисление) сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном статьей 168 настоящего Кодекса, по ставке, определенной подпунктом 1.3 настоящего пункта.

1.5. Ответственными за удержание (начисление) и уплату (перечисление) сбора в бюджет являются лица, определенные в статье 171 настоящего Кодекса.

1.6.Плательщики сбора обязаны обеспечивать выполнение налоговых обязательств в форме и способом, определенными статьей 176 настоящего Кодекса».

Плательщики сбора

Плательщиками военного сбора (далее — ВС) являются плательщики НДФЛ (п. 162.1, п.п. 1.1 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ**). В эту дружную компанию попали:

физические лица резиденты;

физические лица нерезиденты, получающее доходы из источника их происхождения в Украине;

налоговые агенты, к которым п.п. 14.1.180 НКУ отнесены юридические лица (их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения), самозанятые лица, представительства нерезидентов — юридических лиц, инвесторы (операторы) по соглашению о распределении продукции, выплачивающие доходы физлицам.

Т.е. так же как и в случае с налогом на доходы физлиц вся налоговая нагрузка ложится на физлица, однако  предприятия являются налоговыми агентами и должны удерживать и перечилсять сбор в пользу государства.

Объект обложения сбором

Налоговые агенты обязаны удерживать ВС с доходов, перечисленных в п.п. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (см. выше извлечение из Закона № 1621). Поговорим более подробно о доходах, полученных по трудовым и гражданско-правовым договорам (далее — ГПД). Ведь с ними мы с вами встречаемся гораздо чаще, чем с выигрышами.

Круг зарплатных выплат очертить легче, а вот с выплатами и вознаграждениями по ГПД все  сложнее. Формально сюда можно «подтянуть» все выплаты по ГПД. Именно поэтому за разъяснениями мы обратились к специалистам фискальной службы.

Начнем с заработной платы. Согласно п.п. 14.1.48 НКУ заработная плата – это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма.

Причем в понятие заработной платы для целей НКУ, кроме привычных выплат, перечисленных в п. 2 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. 5, попадают:

больничные;

дивиденды, начисленные в пользу физических лиц по акциям или другим корпоративным правам, имеющим статус привилегированных или иной статус, предусматривающий выплату фиксированного размера дивидендов (п.п. 153.3.7 НКУ).

То есть их суммы тоже надо облагать ВС.

Теперь о выплатах по ГПД, которые попали в базу обложения ВС. Из официального разъяснения налоговиков (см. с. 46) следует, что из всех возможных выплат и вознаграждений по ГПД в базу обложения ВС попадают только выплаты и вознаграждения по ГПД, по которым предоставляются услуги (выполняются работы), т. е. выплаты и вознаграждения по договорам подряда и договорам о предоставлении услуг.

Выплаты по другим ГПД (купли-продажи, аренды недвижимого имущества и др.), а также выплаты по гражданско-правовым договорам самозанятым лицам (в т. ч. физлицам -предпринимателям) в рамках осуществляемой ими хозяйственной деятельности, не являются объектом обложения военным сбором. Таким образом, кроме выигрышей, «под удар» ВС попадают зарплатные выплаты, вознаграждения по ГПД, по которым выполнялись работы (предоставлялись услуги).

База обложения ВС и ставка сбора

Сразу отметим, что в п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ отсутствует отдельное положение относительно определения базы обложения ВС. Поэтому можем утверждать, база обложения ВС —это сумма начисленного дохода, указанного в качестве объекта обложения. То есть при определениибазы обложения ВС доходы, которые являются объектом обложения ВС, не уменьшают на суммы удержанных с них НДФЛ, ЕСВ, других платежей, а также НСЛ (при наличии права на нее).

И еще один важный момент. Если облагаемые ВС выплаты предоставляют физлицу в неденежной форме (например, работнику вручили подарок к юбилею), то налоговый агент должен начислить доход с учетом «натурального» коэффициента. Именно эта сумма будет базой обложения ВС.

Ставка ВС установлена на уровне 1,5 % базы обложения ВС (п.п. 1.3 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ)

Размер ставки единый и не зависит от размера начисленного плательщику дохода.

Пример 1.

Работнику в августе 2014 года начислили зарплату за фактически отработанное время 1000 грн., премию 200 грн., больничные 600 грн. и отпускные 1200 грн.

Для целей НКУ все эти выплаты — заработная плата. Поэтому все они попали в базу обложения ВС.

Определим базу обложения ВС:

1000 + 200 + 600 + 1200 = 3000 (грн.)

Рассчитаем сумму ВС:

3000 х 1,5 : 100 = 45 (грн.)

Пример 2.

Предприятие начислило физлицу вознаграждение за выполненные работы по ГПД в размере 2600 грн. Акт выполненных работ подписан 04.08.2014 г.

Доход физлица в виде вознаграждения за выполненные работы по ГПД попал в перечень объектов обложения ВС. Учитывая, что такой доход начислен после вступления в силу Закона № 1621, с суммы вознаграждения нужно удержать ВС.

База обложения ВС равна 2600 грн.

Сумма ВС, подлежащая уплате в бюджет:

2600 х 1,5 : 100 = 39 (грн.)

Порядок и сроки уплаты ВС, отчетность

Как отмечалось выше, ВС — это временный сбор. Им облагаются доходы, начисленные (предоставленные, выплаченные) физлицу в период с 3 августа 2014 года до 1 января 2015 года (п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, разд. III Закона № 1621). Начисление, удержание и уплату (перечисление) сбора в бюджет осуществляют в порядке, установленном ст. 168 НКУ.

Ответственными за начисление (уплату) ВС являются налоговые агенты, т. е. юридические лица и самозанятые лица, которые начисляют (выплачивают) доходы, указанные в качестве объекта обложения ВС. Налоговый агент удерживает ВС из суммы дохода и за его счет (см. п.п. 168.1.1 и п.п. 1.4 п. 161 разд. IV НКУ).

Предельные сроки уплаты ВС налоговым агентом приведем в таблице.

280814-1

С 7 августа 2014 открыты счета для зачисления поступлений в общий фонд государственного бюджета по коду классификации доходов бюджета 11011000 «Военный сбор». Фактически налоговые агенты по независящим от них причинам не могли выполнить требования ст. 168 НКУ о необходимости уплаты ВС при выплате налогооблагаемого дохода в период с 3 августа 2014 года до момента открытия счетов. Однако они обязаны были удержать ВС из начисленного (выплаченного) дохода, т. е. отражать кредиторскую задолженность перед бюджетом. После появления бюджетных счетов для уплаты ВС следует незамедлительно перечислить все «долги» по ВС в бюджет.

Считаем, что в этом случае контролирующие органы не должны применять санкции за нарушение порядка уплаты ВС (поскольку соблюсти порядок было невозможно по независящим от плательщика причинам, т. е. отсутствует его вина). Ну и конечно, пару слов об отчетности по ВС. Она должна быть! По устным разъяснениям налоговиков, для этих целей, скорей всего, «приспособят» Налоговый расчет по форме № 1ДФ. В этом случае отчитываться по ВС будем  поквартально.

Переходные моменты

У многих бухгалтеров возникает вопрос: нужно ли начислять и уплачивать ВС с доходов физлиц, начисленных до момента вступления в силу п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, т. е. до 03.08.2014 г., а выплачиваемых после этой даты?

По нашему мнению, нет. Доходы физлиц облагаются в порядке, который действовал на момент их начисления. Закон № 1621, которым временно введен ВС, вступил в силу с 03.08.2014 г. А законы не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица (ст. 58 Конституции Украины). Таким образом, удерживать ВС нужно с облагаемых доходов, начисленных начиная с 3 августа 2014 года.

Например, если вознаграждение за выполненные работы по договору подряда было начислено 28 июля 2014 года, а выплачено 18 августа 2014 года, то при его выплате ВС удерживать не нужно.

Ведь в период его начисления нормы Закона № 1621 не действовали. В то же время с отпускных, выплаченных в июле 2014 года за дни отпуска, приходящиеся на август 2014 года (в том числе и на 1, 2 августа), а начисленных в августе, ВС удержать придется.

Ведь в бухгалтерском учете они будут начислены последним днем августа 2014 года, когда действовал ВС.

Вот так незаметно мы с вами подошли к бухгалтерскому учету ВС.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расчеты по ВС отражайте на субсчете 642 «Расчеты по обязательным платежам». Для учета это сбора целесообразно завести отдельный субсчет второго порядка. По кредиту субсчета 642 отражаете удержание сумм ВС с суммы начисленного дохода, облагаемого ВС (Дт 661 (685) — Кт 642), по дебету — его уплату (перечисление) в бюджет (Дт 642 — Кт 311).

Пример 3.

Оклад бухгалтера по заработной плате составляет 2500 грн. Работник отработал весь месяц полностью. Сумма зарплаты за полностью отработанную работником первую половину месяца августа 2014 года составит 1375 грн. Ставка ЕСВ, установленная предприятию согласно классу профессионального риска производства, составляет 37,26 %.

280814-2

Уверены, что наша статья поможет вам быстро разобраться с нововведением. Мы, со своей стороны, обязуемся максимально быстро информировать вас о разъяснениях, предоставленных контролирующими органами по вопросам начисления, удержания и уплаты ВС.

Опубликовано в журнале «Налоги и бухгалтерский учет» №64/2014

Добавить комментарий