НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Налоговые проверки: основные акценты

Проверка – это всегда продолжительный стресс для налогоплательщиков. Но так или иначе, с учетом норм НКУ, избежать проверок почти невозможно. Поэтому стоит вооружиться заранее. В данной статье поговорим о том,какие бывают проверки, каковы сроки их проведения и о сроках приостановки проверок.

Классификация и сроки проверок

В  соответствии  с п.  75.1  НКУ,  органы  ГНС  имеют  право  проводить три  основных  вида  проверок:   камеральные, документальные и фактические. Документальные проверки бывают плановые и внеплановые, выездные или   невыездные проверки. Виды, сроки и некоторые особенности проверок, проводимых налоговыми органами, приведены в таблице.

Проверки_таб_Страница_1аПроверки_таб_Страница_1б

Согласно п. 86.1 НКУ, срок составления акта (справки) о результатах проверки не засчитывается в срок проведения проверки.

Продление сроков проверок

Обращаем внимание: если НКУ предусматривает возможность продления сроков проверок, такое продление должно быть оформлено решением руководителя налогового органа. При этом по фактическим проверкам  в п. 82.3 НКУ установлены основания для продления их сроков: сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени или заявление субъекта хозяйствования.

На практике часто возникает вопрос: когда налоговики должны уведомить о продлении проверки? По нашему мнению,   такое уведомление должно поступить не позднее последнего дня проверки.

Аргументов для такого вывода достаточно. Ведь, во-первых, НКУ устанавливает ограниченную общую продолжительность каждого вида проверок, с учетом сроков их продления. Увеличение сроков проведения проверок (с учетом их продления) НКУ не определено. Во-вторых, в соответствии с нормами п. 1.13 Методрекомендаций № 2131, налогоплательщику обязательно должны выдаваться копии приказов о продлении проверки. Перерыв между датой окончания основного срока проверки и датой ее продления НКУ не устанавливает. По крайней мере, нужно всегда помнить, что непредоставление копии приказа на продление сроков проведения проверки служит основанием для недопуска должностных (служебных) лиц органа ГНС к проведению документальной выездной или фактической проверки (п. 81.1 НКУ). В-третьих, стоит учесть еще один важный практический момент: в случае продления сроков проверки новые направления на проверку не выписываются. О возможности продления сроков указывается в направлении, выписанном на проведение проверки, с указанием основных реквизитов приказа и количества рабочих дней (суток), на которые продлена проверка. Количество приказов на продление сроков проверки ничем не ограничено, главное – чтобы соблюдался критерий максимальной продолжительности проверки.

1 Методические рекомендации относительно порядка организации и проведения проверок налогоплательщиков, утвержденные приказом ГНАУ от 14.04.2011 г. № 213.

Бухгалтерские курсы в киеве  тел. 098-731-35-00 Гильдия профессиональных бухгалтеров Украины

Приостановка сроков проверок

Как мы знаем, НКУ не предусматривает возможности приостановки проведения проверок налогоплательщиков, не подпадающих под определение крупного плательщика. Для крупных налогоплательщиков по предписаниям п. 82.4 НКУ предусмотрена возможность приостановки плановых и внеплановых выездных проверок на общий срок, не превышающий 30 р. д., а в отдельных случаях – на срок, необходимый для завершения определенных процедур.

Кстати, приостановка проверки перерывает течение срока ее проведения лишь в случае вручения налогоплательщику под роспись копии приказа о приостановке проверки. Это позволяет препятствовать самовольному продлению контрольных мероприятий в периоде их приостановки. Причем копия приказа вручается не позднее следующего рабочего дня (понимаем как «следующего рабочего дня после принятия решения»).

Может ли налогоплательщик подавать уточняющие расчеты к налоговым декларациям, поданным за проверяемый период, если проверка приостановлена, но еще не закончена? По нашему мнению – нет.

В соответствии с п. 50.2 НКУ, налогоплательщик в ходе документальных плановых и внеплановых выездных проверок не имеет права представлять уточняющие расчеты к поданным им ранее налоговым декларациям за любой отчетный (налоговый) период по соответствующему налогу и сбору, который проверяется контролирующим органом. Нормы п. 82.4 НКУ разрешают перерывать срок проведения проверки, однако таким разрывом сама собой проверка не завершается. Кроме того, практика показывает, что налоговики на период проверки, даже приостановленной, уточнения не принимают. По этому поводу напомним: прежде чем вносить уточнения в налоговую отчетность после проверки, следует учесть, что представление уточняющего расчета по соответствующему налогу за проверявшийся период служит основанием для проведения внеплановой невыездной проверки (пп. 78.1.3 НКУ), возникновения нового срока давности относительно уточняемого периода (абзац второй п. 102.1 НКУ).

Приказ на проведение проверки

Согласно НКУ, все проверки (кроме камеральных) проводятся на основании решения руководителя налогового органа. По предписаниям пунктов 77.4, 78.4, 79.1, 79.2, 80.2 НКУ, под такими решениями понимают именно приказ руководителя. Кстати, это должен быть именно руководитель, а не его заместитель – причем часто в подобных приказах можно встретить фразу: «Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника…». И, как правило, налоговые уведомления-решения (НУР) подписываются уже таким заместителем.

Приказ на проверку может быть обжалован. Так, ВАСУ в письме от 24.12.2010 г. № 1844/11/13-10 указывал, что исковые требования о признании противоправным приказа руководителя налогового органа о назначении внеплановой выездной проверки налогоплательщика подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства. ВАСУ также обращает внимание на то, что издание руководителем налогового органа приказа о назначении проверки обычно не угрожает интересам соответствующего налогоплательщика, поскольку сам по себе факт проведения проверки не может непосредственно причинить имущественный или иной ущерб лицу, не влечет за собой наступление неотвратимых отрицательных последствий. Проведение проверки является всего лишь процедурой установления обстоятельств, необходимых для контроля за правильностью начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей.

Следовательно, приказ на проведение проверки все-таки признан ВАСУ актом индивидуального действия, который может быть обжалован в суде. А практика рассмотрения подобных споров окружными административными судами показывает, что при обжаловании приказа больше шансов получить положительное решение в случае, если вместе с ним обжалуются и действия налогового органа в части наличия и законности оснований для назначения проверки (вынесение приказа), особенно если изданию приказа должен обязательно предшествовать соответствующий запрос (см. «ДК» № 32/2013).

Согласно п. 77.4 НКУ, вместе с уведомлением о проведении плановой документальной проверки налогоплательщику не позднее чем за 10 календарных дней до дня такой проверки вручается (или отсылается заказным письмом с уведомлением о вручении) копия приказа о проведении этой проверки.

При проведении внеплановых и фактических проверок, как видно из таблицы, в соответствии с пунктами 78.4 и 80.2 НКУ, копия приказа вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под роспись до начала проверки. Реквизиты приказа о проведении проверки, согласно НКУ, обязательно указываются в направлении на проверку.

Бухгалтерские курсы в киеве  тел. 098-731-35-00 Гильдия профессиональных бухгалтеров Украины

Камеральные проверки

Камеральные проверки проводятся налоговыми органами в порядке и сроки, установленные подзаконными документами, разработанными налоговиками. Лишь для налоговой отчетности по НДС ст. 200 НКУ предусматривает правила о проведении камеральной проверки в 30-дневный срок после предельного срока подачи декларации.

В соответствии с п. 86.2 НКУ, по результатам камеральной проверки в случае установления нарушений составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими проверку. После регистрации в налоговом органе этот акт в течение трех рабочих дней вручается или отсылается заказным письмом налогоплательщику для подписи.

К камеральным проверкам, по нашему мнению, применяется установленноев п. 86.7 НКУ право налогоплательщика в случае несогласия с выводами проверки или фактами и данными подать возражение в течение 5-ти рабочих дней со дня получения акта.

Документальная плановая выездная проверка

Из п. 77.3 НКУ следует, что документальная плановая проверка по общему правилу должна быть только комплексной – то есть проведение ее по отдельным видам обязательств перед бюджетом запрещается. В то же время из этого правила есть исключения: плановые проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты НДФЛ и обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами, могут проводиться отдельно.

Документальная внеплановая выездная проверка

Внеплановые документальные проверки проводятся исключительно при наличии предусмотренныхв НКУ обстоятельств. Их перечень приведен в п. 78.1 НКУ.

В соответствиис п. 78.2 НКУ, ограниченияв основаниях проведения проверок налогоплательщиков, определенные НКУ, не распространяются на проверки, проводимые по обращению такого налогоплательщика, или проверки, проводимые в рамках возбужденного уголовного дела.

Фактические проверки

В соответствии с пп. 75.1.3 НКУ, фактической считается проверка, осуществляемая по месту фактического ведения налогоплательщиком деятельности, нахождения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Как видно из предмета проверки, указанного в таблице, вопрос соблюдения налогового или валютного законодательства не может быть предметом фактической проверки.

Согласно п. 80.7 НКУ, «фактическая проверка проводится двумя и более должностными лицами органа государственной налоговой службы в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования или его представителя и/или лица, фактически осуществляющего расчетные операции». Это значит, что проверки кассовиков могут законно проводиться без ведома руководителей субъектов хозяйствования, а только в присутствии кассиров, работающих с РРО.

Обратите внимание: НКУ не предусматривает предоставления каких-либо сведений о том, по чьей именно информации и на основании каких фактов проводится фактическая проверка. По сути, такая позиция развязывает руки проверяющим: налогоплательщик никоим образом не может проверить наличие оснований для проведения на предприятии фактической проверки!

Юлия КЛОВСКАЯ, главный редактор «Дебета-Кредита»,

Алексей КРАВЧУК, к. ю. н., доцент, аудитор

  Бухгалтерские курсы в киеве  тел. 098-731-35-00 Гильдия профессиональных бухгалтеров Украины

Добавить комментарий