Кто обязан принимать выручку через платежный терминал

Кто из  субъектов хозяйствования согласно законодательству обязан использовать терминалы при продаже товаров, услуг и что будет, если этой обязанностью пренебречь, кто не обязан устанавливать платежные терминалы;почему продавцу выгодно иметь платежные терминалы. Что можно сделать на практике: определить, обязано ли ваше предприятие установить платежный терминал или может обойтись без него.

  Бухгалтерские курсы. Курсы бухгалтерского учета. Курси бухобліку. Курсы бухучета.

Общие положения
С каждым днем увеличивается количество людей, имеющих на руках платежные карточки. Этому способствует массовое распространение зарплатных проектов, перечисление стипендий, социальных пособий и пенсий на карточки, а также возможность получить по карточке беззалоговый кредит (овердрафт) в виде установленного на нее так называемого кредитного лимита.

Соответственно растет и количество желающих рассчитаться за товары (работы, услуги) с помощью платежных карточек. Наличие в торговых и сервисных организациях платежных терминалов, позволяющих произвести расчет с помощью платежных карточек, является взаимовыгодным как для торговцев, так и для их клиентов. Покупателю рассчитаться карточкой удобно и безопасно, кроме того, можно воспользоваться установленным кредитным лимитом, то есть деньгами банка, когда своих денег не хватает.

Торговец же привлекает новых покупателей, которым нравится удобный и безопасный способ расчета и скорость обслуживания, что особенно заметно при приеме крупных сумм денег, получает больше выручки (известно, что покупатели при расчете платежными карточками тратят больше, так как «не чувствуют», как расстаются со своими деньгами). Кроме того, снижается риск ошибок при приеме, возврате и пересчете купюр, риск получения фальшивых купюр кассиром.

Государство также заинтересовано в увеличении безналичного оборота в сфере торговли и услуг, так как это позволяет лучше контролировать рынок. Поэтому Верховной Радой, Кабмином, Нацбанком принимаются регуляторные акты, стимулирующие или прямо обязывающие субъектов хозяйствования использовать платежные карточки при расчетах.

Заметьте, что потребитель имеет право на свободный выбор товаров и услуг в удобное для него время и на свободное использование платежных карточек с учетом режима работы и обязательных для продавца (исполнителя) форм (видов) расчетов, установленных законодательством Украины. А продавцу прямо запрещено любым способом ограничивать право покупателя использовать платежные карточки при расчетах, если он обязан согласно законодательству принимать карточки к оплате (ч. 2, ст. 17 Закона от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей»).

Поэтому многие субъекты хозяйствования (далее – СХ) в сфере торговли и услуг уже с успехом используют платежные терминалы, установленные ими в том числе и по собственной инициативе. (Любопытно, что появились даже такси с терминалами, если верить рекламе.)

Кто обязан принимать платежи через терминал

Согласно п. 14.19 Закона от 05.04.01 г. № 2346-ІІІ «О платежных системах и перечислении средств в Украине» (далее – Закон № 2346) требования к СХ относительно принятия электронных средств платежа (далее – ЭПС), к которым относятся и платежные карточки, при продаже товаров (услуг) определяет Кабмин. Причем такие СХ обязаны принимать карточки не менее трех платежных систем, одна из которых – многоэмитентная платежная система (НСМЭП), а ее платежная организация является резидентом Украины.

Отметим, что платежной оганизацией называется юрлицо, определяющее правила работы платежной системы и обеспечивающее ее функционирование (п. 1.28 Закона № 2346). А платежная система объединяет в себе платежную организацию, всех участников платежной системы и отношения, которые возникают между ними при переводе денег (п. 1.29 Закона № 2346).

На сегодня обязаны установить платежные терминалы СХ (в т. ч. субъекты малого предпринимательства),   которые осуществляют деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и в соответствии с законом используют регистраторы расчетных операций в населенных пунктах с численностью от 25 тыс. человек. Эта обязанность установлена п. 1 постановления КМУ от 29.09.10 г. № 878 «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств)» (далее – Постановление № 878).

Кто может не устанавливать платежные терминалы

Некоторым предприятиям в сфере торговли и услуг разрешено не устанавливать платежные терминалы. Обойтись без терминалов могут (п. 2 Постановления № 878):

  1. Заведения общественного питания закрытого типа, которые обслуживают определенный контингент потребителей, в частности личный состав Вооруженных Сил и других военных формирований, студентов, учащихся и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий,
  2. Предприятия торговли с торговой площадью до 20 м2 (кроме автозаправочных станций), а также СХ, которые осуществляют хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек. Отметим, что эти исключения специалисты Миндоходов трактуют следующим образом: не устанавливать терминалы могут только СХ (кроме автозаправочных станций), которые работают в помещениях с торговой площадью до 20 м2 в маленьких (до 25 тыс. человек) населенных пунктах, а если торговая площадь больше 20 м2, то устанавливать терминал придется в населенном пункте с любой численностью 

В этой связи на практике возникает вопрос: Как правильно определить торговую площадь магазина? 

Торговая площадь магазина – это площадь для торговли и обслуживания покупателей, включая сданную в аренду (кроме отдельных помещений, которые полностью сданы в аренду). То есть это сумма площадей, на которых:

  • осуществляется продажа товаров,  
  • размещаются службы по дополнительному обслуживанию покупателей (отдел заказов, кафетерий, демонстрационный зал, камера хранения, упаковочная, оформление продажи в кредит и др.). 

При этом считаются также площади, которые заняты под прилавки, стеллажи и другое оборудование, установленное в торговом зале (пп. 3.1.2 Инструкции по заполнению форм государственных статистических наблюдений относительно торговой  сети и сети ресторанного хозяйства, утвержденной приказом Госкомстата от 24.10.05 г. № 327. 

Нет РРО – не нужен терминал?

Исходя из Постановления № 878 получается, что могут не устанавливать терминалы те, кто не применяет РРО. А это согласно ч. 6 ст. 9 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265) предприниматели – единщики всех групп. Заметим, что п. 296.10 Налогового кодекса (далее – НК) освобождает от применения РРО только предпринимателей – единщиков первой – третьей групп.

Однако Закон № 265 является специальным законом в сфере применения РРО, поэтому его нормы в данном вопросе имеют преимущество над нормами НК. В то же время п. 19.14 Закона № 2346 не предусматривает освобождения от использования терминалов каких-либо категорий СХ, в частности физлиц-единщиков, и никаким образом не увязывает использование терминалов с использованием       РРО.

Действительно, РРО – это устройство, которое позволяет контролировать расчетные операции продавца, и его наличие в торговом зале никак не ограничивает покупателя в выборе способа оплаты. А терминал – это устройство, которое позволяет реализовать определенный способ оплаты, и его отсутствие у продавца как раз ограничивает свободу покупателя при выборе способа расчетов за приобретенные товары или услуги.

Кроме того, Постановление № 878, в котором названы исключения из тех случаев, когда использование терминалов является обязательным, должно применяться в части, не противоречащей нормам Закона № 2346 (п. 2 разд. Х), а по факту противоречие налицо.

Что можно порекомендовать в такой ситуации? Видимо, все-таки лучше установить терминалы, тем более что преимущества и перспективы их использования для предприятия вполне очевидны. А заодно обратите внимание на то, что с недавних пор предприниматели- единщики, которые торгуют столовым вином, обязаны устанавливать платежные терминалы (соответствующие изменения внесены постановлением КМУ от 11.12.13 г. № 924 в Правилах, утвержденных постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854).

Сколько платежных терминалов надо установить в магазине?

Согласно п. 1 Постановления № 878 количество платежных терминалов должно составлять не менее 50 % количества РРО. Значит, при использовании одного или двух РРО надо установить один терминал, на три РРО приходится два терминала и т. д.

Какая предусмотрена ответственность за отказ в приеме платежей через терминал?

Если продавец по законодательству обязан обеспечить покупателям возможность произвести расчеты за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств, но не обеспечил такую возможность (не установил терминал), ему грозит штраф в размере от 100 до 200 НМГД (от 1 700 до 3 400 грн.), а за повторное нарушение в течение года – в размере от 500 до 1 000 НМГД (от 8 500 до 17 000 грн.). Такой штраф налагается на физлиц- предпринимателей и  на должностных лиц  юрлица согласно ст. 16315 КУоАП.  Право рассматривать дела об административных нарушениях, связанных с несоблюдением порядка проведения расчетов с использованием ЭПС, предоставлено органам доходов и сборов (ст. 2342 КУоАП). 

Кроме того, штраф в размере 500 НМДГ, то есть 8 500 грн., установлен п. 12 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023 за нарушение прав потребителя, а именно за то, что потребителю отказывают (или его ограничивают) в праве свободно использовать электронные платежные средства. Очевидно, речь идет о случаях, когда на предприятии имеется терминал, но покупатель по каким-либо причинам не может расплатиться карточкой. При этом во внимание принимается режим работы предприятия и обязательные для продавца (исполнителя) формы (виды) расчетов, установленные законодательно. Такой штраф налагается на предприятие или предпринимателя, работающих в сфере торгового и других видов обслуживания, в том числе ресторанного хозяйства Госинспекцией по вопросам защиты прав потребителей.

Кто контролирует использование терми-налов в сфере торговли и услуг?

Исходя из новой редакции п. 14.19 Закона № 2346 за соблюдением законодательных требований в указанной сфере ведется «двусторонний» контроль. Миндоходов следит за тем, чтобы СХ соблюдали порядок расчетов с использованием ЭПС (нужные поправки внесены и в НК – пп. 191.1.4), а Госинспекция по вопросам защиты прав потребителей – за тем, чтобы не нарушались права держателей ЭПС на осуществление таких расчетов.

Нормативная база 

Основным документом является Закон № 2346. В нем приведены определения терминов и прописаны общие положения о функционировании платежных систем, взаимоотношениях между участниками и пользователями платежных систем, правила перечисления денежных средств, обращения электронных денег.

Более детально порядок расчетов с использованием ЭПС описан в Положении, утвержденном постановлением от 30.04.10 г. № 223 (далее – Положение № 223). Отметим, что терминология данного Положения частично устарела и на сегодня не приведена в соответствие с терминологией Закона № 2346. Например, ЭПС, к которым относятся и платежные карточки, до сих пор называются в Положении специальными платежными средствами (СПС). Но мы и далее будем использовать терминологию, которая не противоречит Закону № 2346.

Добавить комментарий