Как правильно оформить простой на предприятии.

 Как оформить простой. Какие есть виды простоев. Подробно рассмотрим ниже.

Курсы бухгалтерского учета. Бухгалтерские курсы в Киеве. Курси бухгалтерського обліку.

Понятие и виды простоя 

Под простоем понимают приостановку работы, вызванную  отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, действием неотвратимой силы или другими обстоятельствами (ст. 34 КЗоТ).

Причины простоя могут иметь:

  • экономический характер (отсутствие оборотных средств, невыполнение своих обязательств поставщиками, отсутствие заказов, покупателей и т. п.); 
  • технический характер (поломка оборудования и др.); 
  • технологический характер (внедрение новых или изменение существующих методов производства продукции, модернизация производственного оборудования). 

Простой может случиться по вине работодателя (например, из-за плохой организации производственного процесса на предприятии), по вине работника (работников) или по независящим от сторон причинам.

Оплата времени простоя

Согласно с т. 11 3 КЗоТ, если простой возник:

  • по вине работника – то период простоя такому работнику не оплачивается; 
  • не по вине работника – тогда период вынужденного простоя оплачивается работодателем в размере не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). 

Предприятие может установить оплату времени простоя и в большем размере (но не в меньшем), указав это либо в коллективном договоре, либо в положении об оплате труда.

Обратите внимание: за время простоя, когда возникла производственная ситуация, опасная для жизни или здоровья работника или других людей и окружающей природной среды, не по вине работника, за ним сохраняется средний заработок (ч. 3 ст. 113 КЗоТ).

Документальное оформление простоя

На сегодня трудовое законодательство не содержит обязательных требований к оформлению документации при простое. Поэтому рекомендуем работодателю оформлять, в частности, такие документы:

  • акт простоя;
  • приказ об объявлении простоя;
  • листок учета простоя. 

Уведомление о начале простоя

Понятно, что о начале простоя структурного подразделения или всего предприятия сообщает руководитель этого подразделения или предприятия. Но в ситуации, когда работник первым узнал о начале простоя (допустим, произошла поломка оборудования на его участке и т. п.), этот работник обязан:

  • согласно со ст. 113 КЗоТ – предупредить о начале простоя собственника или уполномоченный им орган либо бригадира, мастера, других должностных лиц; 
  • во время опасной производственной ситуации, о которой он узнал первым, – немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю или работодателю. Факт возникновения такой ситуации при необходимости подтверждается специалистом по охране труда предприятия с участием представителя профсоюза или уполномоченного по вопросам охраны труда (если профсоюзная организация на предприятии не создана), а также страхового эксперта по охране труда (ст. 6 Закона от 14.10.92 г. № 2694-XII). 

Законодательство не определяет, в какой форме должно быть это уведомление – в письменной или устной. На практике в каждом конкретном случае работник самостоятельно решает, как ему лучше уведомить должностных лиц предприятия о простое. При этом работник обязан сообщить только о простое, а вот указывать причину и виновника простоя он не должен. Это обязанность работодателя – выяснять, какие обстоятельства стали причиной простоя.

Мы рекомендуем работнику уведомлять о начале  простоя в письменной форме (например, в виде служебной записки, заявления). Это позволит в дальнейшем избежать споров, связанных с оплатой времени простоя. Как вариант, порядок действий работника в сложившейся ситуации можно прописать в Правилах внутреннего трудового распорядка предприятия.

Важно помнить, что если работник не уведомит о начале простоя, такое его поведение может квалифицироваться работодателем как нарушение трудовой дисциплины. Работнику грозит дисциплинарная ответственность в виде выговора (ст. 14 7 КЗоТ).

Фиксация простоя

Для подтверждения факта простоя оформляют:

  • акт простоя (фиксируются причины, по которым приостановлена работа); 
  • приказ собственника или уполномоченного им органа; 
  • табель учета рабочего времени (типовая форма № П-5, утвержденная приказом Госкомстата от 05.12.08 г. № 48 9), где простой обозначают буквенным кодом «П» и цифровым кодом «23». 

В случае простоя бригады, структурного подразделения или всего предприятия целесообразно составлять акт о начале простоя. А вот если простой касается отдельного работника, тогда основанием для издания приказа будет служебная записка или заявление самого работника либо докладная записка руководителя структурного подразделения.

В акте о простое необходимо указать: причину простоя; виновную сторону (при наличии); Ф.И.О., должность (профессию) работников, которые не работают из-за простоя, или наименование структурного подразделения предприятия. Акт подписывают руководитель простаивающего структурного подразделения, служба охраны труда и др. (см. образец 1).

Далее на основании акта о начале простоя издается приказ (см. образец 2). С приказом о простое нужно ознакомить под подпись работников предприятия, на которых он распространяется.

Время простоя работодатель может фиксировать и другими документами, которые предприятие  разрабатывает  самостоятельно.  Например,  листком  учета  простоя.  Хотя

 типов ая  фо рм а  №  П-16  «Листок  учета  простоев»,  утвержденная  приказом  Минстата  от

09.10.95 г. № 2 53 , с 01.01.09 г. утратила силу, но ее все равно можно использовать как образец для разработки собственной. Как правило, листок учета ведут в случае простоя отдельных работников структурного подразделения предприятия. В нем может быть следующая информация: место простоя (цех, участок, отделение); дата начала и окончания простоя; фамилия, имя, отчество, должность (профессия) работников, которые не работают из-за простоя; причина простоя; виновная сторона (при наличии чьей-то вины); продолжительность простоя; выплаты, подлежащие работникам за период простоя. Листок учета простоя подписывается мастером (бригадиром), начальником цеха и т. п.

Местонахождение работников во время простоя

Простой на предприятии может затянуться надолго, поэтому возникает вопрос: должен ли работник в этот период присутствовать на рабочем месте?

Законодательством не предусмотрено, где должны находиться работники во время простоя: на рабочих местах или вне пределов предприятия. Этот вопрос может быть решен работодателем как в приказе об объявлении простоя, так и в Правилах внутреннего трудового распорядка предприятия (см. письмо Минтруда и соцполитики от 23.10.07 г. № 257 /06 /1 87 -0 7).

При этом на все время простоя работники могут быть переведены (с учетом специальности и квалификации) на другую работу на этом же предприятии – с их согласия (ст. 34 КЗоТ). Также работники с их согласия могут быть переведены на другое предприятие, но в той же местности на срок до одного месяца.

Оформление окончания простоя

Если в приказе об объявлении простоя:

  • была указана конкретная дата его окончания – извещать работников об окончании простоя нет необходимости; 
  • не была указана дата его окончания – рекомендуем издать приказ об окончании простоя и необходимости приступить к работе.

ОБРАЗЕЦ 1

<…>

Акт о начале простоя

27 января 2014 года в связи с отсутствием какао-порошка, необходимого для производства шоколада, приостановлена работа цеха № 1.

Причина  простоя:  непоставка  ООО  «Какао  плюс»  какао-порошка  согласно  договору от 15.07.09 г. № 23547/09.

<…>

ОБРАЗЕЦ 2

<…>

Об объявлении простоя

Приказ

В связи с простоем, связанным с сокращением объемов производства, приказываю:

  1. 1.   С 27 января 2014 года объявить простой для всех работников цеха № 1 с правом невыхода на работу до устранения причин простоя. На основании приказа их могут вызвать на работу досрочно.
  2. 2.  Всем работникам цеха № 1 оплачивать время простоя в размере не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

<…>

 

One thought on “Как правильно оформить простой на предприятии.

  1. Добрый день!
    Мы отправлены в вынужденный простой (зона АТО — боевые действия, угрожавшие жизни как работников, так и клиентов). После оплаты 2/3 ЗП по простою 2,5 месяца нам грозят больше ничего не оплачивать. Павильно ли это с юрид.точки зрения? В одном из комментариев специалистов по простою указывальсь, что после возобновления работы после окончания вын.простоя, работодатель должен доплатить 1/3 ЗП. Как вы это прокомментируете? Спасибо.

Добавить комментарий