ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА

Из этой статьи вы узнаете: как документально оформить, а  также отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по размещению рекламы в Интернете и изготовлению рекламных носителей.

Бухгалтерские курсы, бухгалтерские курсы в киеве, курсы бухгалтерского учета.

Бухгалтерські курси, курси бухгалтерського обліку.

Что нужно сделать на практике:

  • обеим сторонам сделки– позаботиться о надлежащем оформлении первичных документов, подтверждающих факт размещения в Интернете рекламы; 
  • рекламодателю – при отражении налоговых расходов учесть ограничения, установленные Налоговым кодексом, если исполнителем рекламных услуг является нерезидент. 

Виды интернет-рекламы

Целью размещения рекламы является распространение информации о лице или товаре (ст. 1 Закона от 03.07.96 г. № 270/96-ВР). Отметим, что ограничений относительно способов рекламирования законодательными нормами не установлено. То есть любая информация (устная, письменная), содержащая в себе сведения о предприятии и его хозяйственной деятельности (в т. ч. размещенная в Интернете), является рекламой.

Как правило, для распространения информации в Интернете применяются следующие виды рекламы:

  1. 1.  Контекстная реклама (она же SEA – Search Engine Advertising) – это интернет-реклама, которая демонстрируется в поисковых системах, а также на страницах веб-сайтов. Как ясно из названия, содержимое такой рекламы отвечает тематике страницы, на которой она показывается, либо теме поиска, заданного интернет-пользователем. При создании контекстной рекламы обычно используют принцип ключевых слов, на которые ориентируются и поисковые системы. Размещением такого вида рекламы занимаются предприятия, владеющие поисковыми системами и соответствующей рекламной сетью, или посредники, специализирующиеся на интернет-продвижении субъектов хозяйствования. 
  1. 2.   Медийная реклама – это размещение текстово-графических рекламных материалов в Интернете (как правило, это баннер со статическим или динамическим содержимым). Обычно, баннер (флажок) имеет вид прямоугольника любого размера, располагаемого на веб-сайте (вверху, внизу или по бокам страницы). Он может содержать любую информацию или картинку. Также баннер может заключать в себе ссылку на сайт предприятия. Баннеры публикуются на тематических сайтах, соответствующих рекламируемому продукту, на форумах, в каталогах и порталах с большой посещаемостью, соцсетях. Баннерная реклама может быть размещена следующими способами: 
  • через баннерную службу. Такие службы объединяют определенное количество сайтов в одну баннерную сеть и потом показывают баннер на сайтах своей сети; 
  • через баннерный обмен с другими ресурсами, с размещением баннеров других субъектов хозяйствования на своем сайте. 

Обычно баннеры размещают за плату, которая может быть фиксированно или же зависеть от определенных показателей (например, от количества кликов мышью, количества посетителей и т. п.).

Документальное оформление

Размещение рекламы

Предприятие-рекламодатель может разместить рекламу в Интернете:

  • непосредственно через предприятия, которым принадлежат поисковые системы. Для этого заключается договор о предоставлении рекламных услуг с учетом требований, предусмотренных ст. 9 01 –9 07 Гражданского кодекса (далее – ГК); 
  • через субъектов хозяйствования, оказывающих рекламные услуги (например, рекламное агентство), в том числе и путем заключения посреднического договора. 

Кроме того, между предприятием-рекламодателем и  субъектом  хозяйствования, оказывающим рекламные услуги, может быть заключен смешанный договор (например, на выполнение работ по изготовлению рекламного носителя и оказание услуг по размещению рекламы). Возможность заключения смешанных договоров предусмотрена ч. 2 ст. 62 8 ГК.

Помимо договора документом, подтверждающим проведение рекламных мероприятий через Интернет, является акт о предоставлении услуг. Такой акт составляется в произвольной форме, которая разрабатывается сторонами самостоятельно, но при этом должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные для первичного документа ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Рекомендуем предприятию, которое учитывает расходы, связанные с рекламными мероприятиями (т. е. расходы двойного назначения согласно пп. 1 40 .1.5 Налогового кодекса, далее – НК) для целей налогообложения, иметь также следующие документы (обязательность их оформления лучше предусмотреть в договоре):

  • детальный отчет, составленный в произвольной форме. В подобных отчетах может содержаться, например, следующая информация: какое количество и каких именно баннеров было показано, какое количество показов закончилось нажатием на баннер (кликом) и переходом на сайт, из каких регионов пришли посетители, которые увидели или нажали на баннер и т. д.; 
  • «Рrint Screen» (снимки изображения текущего  состояния экрана), что  позволит подтвердить реальный факт размещения рекламы в Сети. 

Изготовление рекламного носителя

Рекламным носителем в Интернете могут быть: баннеры, текстовые блоки, рекламные заставки и т. п. Предприятие может изготовить рекламный носитель самостоятельно (при наличии необходимых специалистов) либо поручить его изготовление рекламному агентству или другому лицу.

Обратите внимание: рекламный носитель может являться объектом авторского права, поэтому в договоре на его изготовление стоит оговорить порядок передачи имущественных авторских прав заказчику на такой носитель или же указать, что имущественные авторские права к заказчику не переходят. Конечно, если рекламный носитель размещается на короткое время и разово (как правило, стоимость таких рекламных носителей невелика), то передавать имущественное авторское право рекламодателю, скорее всего, не имеет смысла. Если же речь идет о рекламном носителе, который планируется размещать на длительное время и многократно повторять, тогда советуем все же предусмотреть в договоре передачу авторских имущественных прав на рекламный носитель рекламодателю. Это позволит избежать в дальнейшем проблем с правомерностью его использования (например, в случае, когда рекламный носитель размещается не только создавшим его рекламным агентством).

Отметим, что авторское право возникает с момента создания произведения (ч. 1 ст. 43 7 ГК). Для возникновения и реализации авторского права не требуется обязательной регистрации произведения или выполнения других формальностей. Однако если автор хочет сообщить или предупредить о своих правах, то он может использовать знак охраны авторского права (ч. 2 ст. 437 ГК). Если все же субъект хозяйствования пожелает зарегистрировать авторское право на произведение в официальном госреестре, он сможет это сделать в любое время в течение срока охраны авторского права (ч. 5 ст. 11 Закона от 23.12.93 г. № 3792-XII). 

Учет у рекламодателя

Налог на прибыль. Расходы, связанные с размещением рекламы, включаются рекламодателем в состав расходов на сбыт (пп. «г» пп. 1 38 .1 0.3 и пп. 140.1.5 Налогового кодекса, далее – НК; п. 19 П(С)БУ 16). Конечно, при условии, что они связаны с хозяйственной деятельностью  предприятия,  и  при  наличии  подтверждающих  первичных  документов  (пп. 14.1 .2 7, п. 1 38 .2 НК). Такие расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором они были понесены (п. 138.5 НК).

Если поставщиком рекламных услуг является нерезидент, то рекламодателю следует помнить об ограничениях, а именно:

  • расходы, понесенные (начисленные) в связи с приобретением рекламных услуг у нерезидента, можно включить в состав налоговых только в сумме, которая составляет не более 4 % дохода (выручки) рекламодателя от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета НДС и акцизного налога за предыдущий год (пп. 1 39 .1 .13 НК). Обратите внимание: данное ограничение не касается расходов, понесенных (начисленных) в связи с приобретением рекламных услуг у постоянного представительства нерезидента (п. 160.8 НК); 
  • не включаются в состав налоговых расходы на приобретение рекламных услуг у нерезидента, имеющего офшорный статус (пп. 139.1.13, п. 161.3 НК). 

Также резидент-рекламодатель при выплате нерезиденту вознаграждения за производство и/или распространение рекламы должен уплатить налог с доходов такого нерезидента по ставке 20 % за собственный счет (п. 160.7 НК).

Порядок отражения в учете расходов на изготовление рекламных носителей таков:

  • если авторские имущественные права не переходят к рекламодателю – то указанные расходы включаются в состав расходов на сбыт в периоде их осуществления; 
  • если договором предусмотрен переход авторских имущественных прав к рекламодателю

– тогда рекламные носители признаются нематериальными активами и расходы на их приобретение подлежат амортизации (пп. 14.1.120, п. 1 44 .1 НК). Суммы начисленной амортизации отражаются в составе расходов на сбыт (пп. «д» пп. 138.10.3 НК, п. 9 П(С)БУ 16).

НДС. При получении услуг по размещению и/или изготовлению рекламы налоговый кредит у предприятия-рекламодателя возникает на общих основаниях – по правилу первого события (п. 189.4, 1 98 .2 , 1 98 .3, 198.6 НК).

Если же услуги по размещению рекламы и/или изготовлению рекламы оказывает нерезидент, тогда рекламодатель должен начислить налоговые обязательства по НДС на стоимость таких услуг, причем независимо от того, является он сам плательщиком НДС или нет (п. 180.2, 186 .3, 20 8.2, 208.5 НК). Базой налогообложения будет договорная (контрактная) стоимость таких услуг, пересчитанная по курсу НБУ на дату возникновения налоговых обязательств (п.

 190 .2 НК). В следующем отчетном (налоговом) периоде рекламодатель – плательщик НДС будет иметь право на налоговый кредит (п. 198.2 НК).

Учет у рекламного агентства

Налог на прибыль. Если между рекламодателем и рекламным агентством заключен:

  • посреднический договор – то в состав дохода рекламного агентства включается сумма вознаграждения (пп. 153.4.1 НК, п. 6.6 П(С)БУ 15); 
  • прямой договор на предоставление услуг – тогда доход признается рекламным агентством в общем порядке на дату оформления акта, удостоверяющего факт предоставления услуги (п. 13 7.1 НК; п. 5, 8 П(С)БУ 15). 

НДС. Налоговые обязательства и налоговый кредит у рекламного агентства возникают в общем порядке, в том числе и при заключении посреднических договоров с рекламодателем (п. 189.4 НК). Отметим, что если рекламодателем является нерезидент, то место поставки рекламных услуг будет за пределами территории Украины, а значит, объект обложения НДС у рекламного агентства не возникнет (п. 18 5.1, 186.3 НК).

На условном числовом примере рассмотрим отражение в учете операций по изготовлению и размещению рекламных носителей предприятием-рекламодателем и рекламным агентством.

Пример

Предприятие заключило с рекламным агентством договор на изготовление видеоролика и размещение его в Интернете (на протяжении 6 месяцев) на условиях предоплаты в размере 100 %. Общая сумма договора составила 9 600 грн., в т. ч. НДС – 1 600 грн. Акт о предоставлении рекламных услуг стороны оформляют ежемесячно на сумму в фиксированном размере – 1 200 грн., в т. ч. НДС – 200 грн. Стоимость изготовления видеоролика – 2 400 грн. (в т. ч. НДС – 400 грн.), авторские имущественные права на видеоролик переходят к рекламодателю. Предприятие-рекламодатель планирует использовать видеоролик в хозяйственной деятельности более трех лет.

Бухгалтерский и налоговый учет операций у сторон договора

(грн.)

 

№ п/п Содержание операции Первичные документы Бухгалтерский учет Налоговый учет
Дт

Кт

Сумма Доход Расходы

1

2

3

4

5

6

7

8

Учет у рекламодателя

1

Перечислена предоплата рекламному агентству Банковская выписка 371 311 9 600

2

Отражен налоговый кредит по предоплате Налоговая накладная 641 644 1 600

3

Получены авторские права по акту приемки-передачи работ по изготовлению видеоролика Акт приемки-передачи 154 631 2 000

644 631 400

631 371 2 400

4

Введен в эксплуатацию нематериальный актив (рекламный видеоролик)

Акт типовой фор мы

№ НА-1 *

125 154 2 000

5

Подписан акт предоставленных услуг с рекламным агентством (за месяц)

Акт предоставленных услуг; детальный отчет; «Рrint Screen» рекламы

93 631 1 000

1 000
644 631 200

631 371 1 200

6

Начислена амортизация на стоимость рекламного видеоролика за месяц Бухгалтерская справка 93 133 120**

120

Учет у рекламного агентства


1

Получена предоплата от заказчика услуг по размещению рекламы Банковская выписка 311 681 9 600

2

Отражены налоговые обязательства по НДС Налоговая накладная 643 641 1 600

3

Изготовлен видеоролик Калькуляция себестоимости 23

13, 91,

651,

661

1 900

4

Подписан акт передачи выполненных работс рекламодателем

Акт приемки- передачи, налоговая накладная

361 703 2 400 2 000

5

Отражены налоговые обязательства по НДС 703 641 400

681 361 2 400

6

Списана себестоимость работ на изготовление рекламного видеоролика Бухгалтерская справка 901

23

1 900

1 900

7

Подписан акт выполненных услуг по размещению в Интернетерекламного видеоролика (за месяц)

Акт предоставленных услуг; детальный отчет; «Рrint Screen» рекламы,

налоговая накладная

361 703 1 200 1 000

703 643 200

681 361 1 200

8

Отражены расходы на размещение рекламного видеоролика (за месяц) Калькуляция себестоимости 23 651,661,685 800

800

9

Списана себестоимость услуг, связанных с размещением рекламного видеороликав Интернете (за месяц) Бухгалтерская справка 901

23

800

* Утверждена приказом    Минфина от 22.11.04 г. № 732.** Сумма амортизации условная.

 

Бухгалтерские курсы, бухгалтерские курсы в киеве, курсы бухгалтерского учета.

Бухгалтерські курси, курси бухгалтерського обліку.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. 1.  Размещая рекламу в Интернете, предприятию-рекламодателю следует позаботиться о надлежащем документальном оформлении операций, чтобы иметь возможность включить затраты на рекламу в налоговые расходы. Рекомендуем зафиксировать в договоре перечень документов, которые должен передать исполнитель услуг рекламодателю (например, акт о предоставлении услуг, отчет о проведении рекламного мероприятия и др.).
  2. 2.    Рекламный носитель подлежит хранению в течение срока, предусмотренного для хранения первичного документа.

Добавить комментарий