Изменения в учете 2017: кратко о главном (часть 2)

Что ожидает нас в  2017? Кратко об изменениях в бухгалтерском и налоговом учете.

Курси бухгалтерського обліку. Податковий облік. Курсы бухгалтерского учета в Киеве. Курсы бухгалтерского учета Левый Берег. Хорошие курсы бухгалтерского учета.

Заработная плата в 2017 году

Теперь на законодательном уровне предприятиям разрешено применять иные, нежели тарифная, системы оплаты труда. Это указано в ст. 96 КЗпП (КЗоТ) и ст. 6 ЗУ «Про оплату праці», однако применяемая предприятием система оплаты труда должна в любом случае учитывать оценку сложности работ и квалификацию сотрудников. Иными словами, какую бы предприятие не выбрало систему оплаты труда, у директора и уборщицы должны быть разные тарифы/оклады/другое.  Именно поэтому тарифная система все-таки остается самой распространенной.

Новшество 2017 года заключается в том, что тариф/оклад сотрудника теперь сравнивается не с минимальной заработной платой, а с прожиточным минимумом. Теперь минимальная тарифная ставка/оклад не может быть ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года. Размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января 2017 года равен 1600 грн. Таким образом, с 01.01.2017 г. минимальный месячный должностной оклад/тарифная ставка работника не может быть ниже 1600 грн.

Нельзя устанавливать всем работникам оклады/тарифные ставки в одинаковом размере. Требование о необходимости оплачивать труд сотрудников с учетом их квалификации и сложности выполняемых работ содержится в ст. 95 КЗоТ, и в ст. 6 ЗУ «Про оплату праці».

Однако вполне возможна ситуация, при которой и уборщица, и директор, фактически будут получать минимальную заработную плату, не нарушая нормы КЗоТ или ЗУ «Про оплату праці».

Обязанность предприятий доначислять месячный доход сотрудника до размера минимальной заработной платы осталась неизменной. Предположим, уборщице установлен минимальный месячный оклад в размере 1600,00 грн., а директору – 2600,00 грн., как более квалифицированному работнику. Тогда при начислении месячного дохода сотрудникам бухгалтер сделает доначисление в размере 1600,00 грн. (3200,00 -1600,00=1600,00) уборщице и в размере 600,00 грн. (3200,00-2600,00=600,00) директору. И получится, что сумма дохода у работников одинакова, а оклады разные.

Изменилось и само понятие минимальной заработной платы. В статье 3-1 ЗУ «Про оплату праці» дано такое определение: «Мінімальна заробітна плата — це встановлений законом мінімальний розмір оплати праці за виконану працівником місячну (годинну) норму праці»

 В сравнении с предыдущей редакцией Закона, законодатель убрал ссылку на простой неквалифицированный труд. А также норму, по которой в размер минимальной заработной платы не включались доплаты, надбавки и компенсационные выплаты.

Теперь в расчет минимальной заработной платы включаются все выплаты, кроме «доплати за роботу в несприятливих умовах праці та підвищеного ризику для здоров’я, за роботу в нічний та надурочний час, роз’їзний характер робіт, премії до святкових і ювілейних дат».

Следовательно, бухгалтер должен сравнивать с минимальной заработной платой не голый оклад сотрудника (как было ранее), а сумму дохода, начисленного за месяц, включая надбавки, премии и прочее.

 

Акцизный налог

Законодатель отменил «розничный» акциз с продажи горючего, который составлял 0,42 евро за литр.  Однако одновременно с этим ставки обычного «не розничного» акцизного налога, который платят производители и импортеры, на многие виды топлива была увеличена на 42 евро за 1000 л.

 

Налоговые накладные и НДС

Приятные изменения коснулись сроков регистрации налоговых накладных. Теперь бухгалтеру нет необходимости с календариком в руках отсчитывать 15 календарных дней, возвращаются правила, действовавшие в период с 01.07 по 30.09.2015 года, а именно:

Кроме того, в Налоговом Кодексе Украины четко прописали максимально допустимые сроки регистрации налоговой накладной – 365 дней с даты выписки.

Что касается штрафов за нарушение сроков регистрации налоговых накладных, то теперь такие штрафы применяются ко всем налоговым накладным, в которых указан ндс. Следовательно, необходимо регистрировать все без исключения налоговые накладные, в том числе те, которые выписаны на неплательщика налога и покупателю не выдаются. Ранее же штрафные санкции применялись только к таким налоговым накладным, которые выписаны плательщикам налога.

Кроме того, изменились штрафные санкции, связанные с отсутствием регистрации налоговых накладны.

Таблица штрафных санкций, связанных с нарушением регистрации налоговых накладных:

Таким образом, при отказе от регистрации налоговой накладной, предприятию грозит штраф в размере максимум 100% суммы налога, указанного в налоговой накладной или расчете корректировки.

Важным изменением в НН/РК является ввод обязательного реквизита налоговой накладной – кода УКТВЭД для всех без исключения товаров и услуг ( п.п. «і» п. 201.1 НКУ). Раньше это касалось только подакцизных и импортных товаров.

При этом для подакцизных и импортных товаров код следует указывать полностью, а для прочих товаров и для услуг достаточно указать первые 4 цифры кода. Так как эта норма абсолютно новая и непривычная для плательщиков, особенно в части кодировки услуг, классификатора для которых нет, то временно до конца 2017 года введен мораторий на штрафы, связанные с кодировками УКТВЭД ( п. 351 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Однако законодатель не предусмотрел такую же поблажку для покупателя, которому важно получить правильно заполненную налоговую накладную как подтверждение собственного налогового кредита. Будут ли контролеры обращать внимание на правильность кодировки при проверке налогового кредита пока непонятно. Ждем разъяснений.

Важное изменение коснулось правил оплаты налога при подаче уточняющих деклараций. Если ранее сумму доплаты налога при подаче уточняющего расчета предприятия платили на бюджетные счета, то теперь следует платить на спецсчет НДС .  Исключение – уточнение периода до 01.07.2015 года, если предприятие решит исправлять период до ввода системы электронного администрирования ндс, то налог следует платить напрямую в бюджет, минуя спецсчет ндс.

В п. 201.16 НКУ появилась норма, по которой налоговая служба имеет право заблокировать(приостановить) регистрацию налоговых накладных. Причем порядок такой приостановки должен утвердить Кабмин, а «рисковые» критерии (п. 74.2 НКУ) и перечень документов, подаваемых плательщиком для «разблокировки» НН/РК, — Минфин.  Вводится норма будет постепенно и полностью работать начнет с 01 июля 2017 года. В тестовом режиме норма начнет работать с 2 квартала 2017 года, когда фактически налоговые не будут блокироваться, а будут опробованы рассылки квитанций о блокировке покупателю и поставщику. Начиная же с 01 июля, налоговая служба имеет право на блокировку налоговой накладной, и для разблокировки предприятие должно будет обращаться либо в суд, либо пытаться в административном порядке обжаловать решение налоговой службы, например предоставив подтверждающие операцию документы.

Автор: Полянская Юлия

Продолжение следует……

 

2 thoughts on “Изменения в учете 2017: кратко о главном (часть 2)

Добавить комментарий