Визитные карточки сотрудников. Есть ли расходы? Есть ли дополнительное благо?

Предприятие — плательщик налога на прибыль изготавливает визитные карточки для своих сотрудников. На карточках указываются данные предприятия: его наименование, логотип, информация о направлении деятельности, а также контактные данные ответственного работника такого предприятия: его фамилия, имя и рабочие контакты. Как учитывать расходы на изготовление таких карточек в налоговом учете? Уплачивать ли НДФЛ со стоимости визитных карточек, выдаваемых работникам?

Бухгалтерские курсы, бухгалтерские курсы в киеве, курсы бухгалтерского учета.

Бухгалтерські курси, курси бухгалтерського обліку.

Для ответа на заданный вопрос следует четко определить, что собой представляют визитные карточки. Согласно общепринятому определению, визитная карточка — это традиционный носитель контактной информации о человеке или организации. В данном случае, по условиям вопроса, визитная карточка несет информацию о предприятии и его ответственных работниках, через которых предприятие вступает в контакт с другими участниками хозяйственных отношений. Это так называемые именные визитные карточки. Никаких личных выгод работнику такая визитная карточка не дает. Она способствует исполнению его обязанностей, предусмотренных трудовым договором, а пользу от использования визитных карточек работников извлекает только предприятие — в виде распространения контактной информации и налаживания контактов с другими участниками хозяйственных отношений. Эта цель использования визитных карточек вполне согласуется с определением термина «реклама», приведенным в ст. 1 Закона Украины от 03.07.96 г. №270/96-ВР «О рекламе». Исходя из этого, такие визитные карточки нельзя считать дополнительным благом для работников, т. к. карточки нужны самому предприятию для ведения его хозяйственной деятельности (чаще всего в рекламных целях), а сами работники не используют их в своей жизнедеятельности, не связанной с исполнением трудовых обязанностей, и поэтому не получают никакой выгоды от их использования.

Более того, предприятие не передает работникам в собственность визитные карточки, а всего лишь вменяет в обязанность использовать их при контактах с другими участниками хозяйственной деятельности. Поэтому ни о каком доходе работников не может быть и речи. При этом передача карточек работникам для использования может оформляться актами списания товарно-материальных ценностей. Решение об их изготовлении оформляется приказом руководителя, с указанием имен сотрудников, которым для исполнения трудовых обязанностей нужно изготовить визитные карточки.

Предприятие также может приобретать или изготавливать корпоративные визитные карточки, которые не содержат имен и фамилий работников, а содержат только информацию о компании, сфере ее деятельности, перечне оказываемых услуг, а также контактные данные. Такая карточка носит рекламный характер еще в большей степени, чем именная, так как ее единственная задача — информировать контрагентов о предприятии, возможно, также о его товарах (работах, услугах), с тем чтобы сформировать или поддержать осведомленность и интерес потребителей рекламы к предприятию или его товарам (работам, услугам)1. Эти карточки могут использоваться на выставках, конференциях, съездах, рекламных стендах, включаться в рекламные материалы и т. п. Но, как и именные визитные карточки, корпоративные — тоже используются работниками предприятия, только неперсонифицированно, что исключает любые вопросы об обложении НДФЛ стоимости таких карточек. Почему же в зависимости от наличия или отсутствия контактных данных конкретных сотрудников визитные карточки могут считаться их доходом, а могут не считаться? По нашему мнению, к обоим видам визитных карточек должен быть одинаковый подход при учете и налогообложении.

1 См. определение рекламы в ст. 1 Закона Украины от 03.07.96 г. №270/96-ВР «О рекламе».

Миндоходов же считает, что визитные карточки являются дополнительным благом работника (ЕБНЗ, подкатегория 103.02, ответ на вопрос «Возникает ли объект обложения НДФЛ в случае выдачи работодателем визитных карточек для работников, на которых указаны, в частности, логотип, реквизиты СХ и личные данные конкретного работника?»). Миндоходов ссылается на определение дополнительного блага (пп. 14.1.47 НКУ) — это, в частности, материальные ценности, которые предоставляются плательщику НДФЛ налоговым агентом, если такой доход не является заработной платой и не связан с исполнением обязанностей согласно трудовому договору. Далее Миндоходов делает вывод, что визитные карточки являются таким дополнительным благом и подлежат обложению НДФЛ, даже если они содержат логотип и реквизиты предприятия — налогового агента.

Считаем такое мнение Миндоходов ошибочным. На самом деле, как мы уже выяснили выше, использование работниками визитных карточек прямо связано с исполнением ими своих обязанностей по трудовому договору (деловые контакты с контрагентами предприятия), а визитные карточки — инструмент для исполнения таких обязанностей.

Например, если менеджер по продажам проводит переговоры с потенциальными покупателями продукции предприятия и оставляет им свои визитные карточки для обратной связи, то он действует исключительно в интересах предприятия. Если у покупателя возникнет желание купить эту продукцию, и под рукой у него будет информация именно о данном предприятии, скорее всего, он и обратится за покупкой именно к этому предприятию. Обслуживать же такого покупателя может уже другой работник предприятия, а не тот, который предоставил визитную карточку. Обратная связь с покупателями предприятия с помощью визитных карточек не представляет никакой ценности для работников как частных лиц, ведь такие деловые контакты не входят в сферу их частных личных интересов. Следовательно, визитные карточки работников, в которых содержится информация об их рабочих контактах, не являются каким-либо доходом работника. Тем же, кто сомневается в том, какую точку зрения принять, рекомендуем обратиться за индивидуальной налоговой консультацией в орган Миндоходов согласно ст. 52 и ст. 53 НКУ.

Что касается расходов предприятия — плательщика налога на прибыль, то такое предприятие имеет полное право включить стоимость визитных карточек в состав своих расходов в налоговом учете как расходы на приобретение полиграфических услуг или расходы на самостоятельное изготовление карточек. Так, если приобретение и/или изготовление визитных карточек (на которых указываются название и адрес налогоплательщика, а также контактные данные ответственного работника такого налогоплательщика) для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком, имеет непосредственное отношение к осуществлению хозяйственной деятельности данного плательщика, то расходы плательщика на указанные цели включаются в состав его расходов при условии соблюдения требований о наличии первичных документов. Такими документами в данном случае будут документы, подтверждающие приобретение полиграфических услуг (акты), либо приобретение самих карточек (расходные накладные поставщика), а также документы, подтверждающие понесенные расходы на самостоятельное изготовление карточек (акты списания материалов, ведомости начисления заработной платы, ведомости начисления амортизации оборудования и т. п.). Списание визитных карточек при их использовании по назначению подтверждается актом списания товарно-материальных ценностей. По нашему мнению, в таких актах нужно указать фамилию, имя, отчество и должность сотрудника, которому выданы визитные карточки, чтобы по этим данным определить направление списания расходов на изготовление или приобретение визитных карточек, которое нужно выбирать в зависимости от сферы деятельности сотрудников, которым предоставлены карточки. Например, расходы на визитные карточки сотрудников аппарата управления следует отнести к составу административных расходов согласно пп. 138.10.2 НКУ, если же такие карточки используются отделом сбыта для налаживания связей с покупателями и клиентами, — то к составу расходов на сбыт (пп. 138.10.3 НКУ).

ЕБНЗ дает аналогичный ответ на вопрос: «Включаются ли в состав расходов расходы на изготовление визитных карточек?» (подкатегория 102.07.20): если приобретение и/или изготовление визитных карточек для физлиц, состоящих в трудовых отношениях с плательщиком налога на прибыль, связано с хозяйственной деятельностью этого плательщика, то расходы на указанные цели относятся к составу налоговых расходов при условии наличия первичных документов.

 

Бухгалтерские курсы, бухгалтерские курсы в киеве, курсы бухгалтерского учета.

Бухгалтерські курси, курси бухгалтерського обліку.

Добавить комментарий